Требования к современным учебникам по фгос

Новый старый учебник

Требования к современным учебникам по фгос

Методика А. С. Пчелко полностью соответствует системно-деятельностному подходу, предусмотренному ФГОС. Потому что она опирается на активное вовлечение ребенка в учебный процесс

5 сентября 2016 года в Москве прошла пресс-конференция Общероссийской общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), на которой был представлен выпущенный этой самой организацией учебник по арифметике для 1-го класса, являющийся современной переработкой классического учебника авторов Александра Спиридоновича Пчелко и Григория Борисовича Поляка. Это первый учебник, который выпустила РВС. Почему же это событие имеет важное значение? И какое вообще значение в процессе обучения имеют учебники? Так ли они важны или достаточно хорошего учителя, чтобы воспитать и обучить ребенка?

Вот что об этом писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии»: «Учение далеко не достигало той полноты подготовительных сведений, которой можно и должно требовать от гимназии.

Мы узнавали только кое-что то из той, то из другой науки; но любили и уважали то, что узнавали, и это уже было много.

Плохие тощие учебники и отсутствие всяких педагогических сведений в преподавателях всего более были причиной такой неполноты сведений, потому что при хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель с такими редкими способностями и таким рвением к делу, которые трудно предположить в человеке, ограничившемся скромною учительскою карьерою и скудным учительским жалованьем, долго, а может быть и никогда, не выйдет на настоящую работу».

Обратите внимание — «при хорошем учебнике и благоразумной методе», по мнению Ушинского, даже посредственный преподаватель может достичь значительных результатов.

Поэтому неудивительно, что родители в Севастополе подняли протест против внедряемого в школах Севастополя учебно-методического комплекса (УМК) «Гармония».

Тем более, что этот УМК был исключен в январе 2016 года из федерального перечня учебников.

Но по существующим законам, так как школа закупила учебники, она имеет право еще несколько лет по ним преподавать. Родителей это совершенно не устраивало.

Организация «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) поддержала этот протест.

В июне 2016 года в Севастополе прошла общественно-педагогическая конференция «Пути возрождения классического отечественного образования», организованная РВС и посвященная проблемам современного образования и возможным путям выхода из тупика, в который завели российскую систему образования реформаторы. Об этом мы писали в № № 182–184 нашей газеты.

В резолюции июньской конференции было зафиксировано единое мнение участников мероприятия о том, что назрела насущная необходимость создания условий для желающих перейти на использование в школьном образовании классических отечественных методик, проверенных временем.

Тогда же, на конференции, РВС заявила о намерении создать учебник арифметики к началу учебного года, а в дальнейшем создать полную линейку учебников начальной школы.

Для выполнения этой амбициозной задачи была собрана рабочая группа, которая сразу же начала действовать, взяв за основу классический учебник арифметики, авторами которого являются А. С. Пчелко и Г. Б. Поляк. Этот учебник признан экспертами лучшим учебником для начальных классов. И это неспроста.

А. С. Пчелко тщательнейшим образом изучал историю преподавания арифметики в России. Поэтому его методика вобрала в себя всё лучшее, что было в отечественном педагогическом опыте.

В отличие от современных методик, которые стараются как можно раньше ввести в оборот абстрактные схемы и алгебраические принципы, недоступные первоклассникам из-за того, что абстрактное мышление у ребенка развивается только к 11–13 годам, методика А. С. Пчелко основана на практике, на известном ребенку материале, на примерах из реальной жизни. И это полностью соответствует дидактическим принципам Ушинского, который писал в своей книге «Родное слово. Книга для учащихся»:

«Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время.

И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику.

Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определенный период времени…

Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями ученья вообще и какого-нибудь отдельного предмета в особенности и нападая на непреодолимые по возрасту трудности, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в ученье. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле».

Именно поэтому классическая методика, выработанная годами как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе, в начальном периоде обучения оформляет уже имеющиеся знания ребенка и накладывает на эти знания арифметическую основу. Такое построение методики обеспечивает понимание ребенком смысла арифметических действий. Это понимание облегчает запоминание и ведет к формированию понятийного мышления.

В методике А. С. Пчелко уделяется большое внимание решению задач, что требует взаимодействия мышления и воображения ребенка.

При решении задач ребенок учится рассуждать, четко и кратко выражать свои суждения, расчленять сложную проблему на составные элементы и, решая ее по частям, находить решение проблемы в целом.

Основы, заложенные данной методикой, постепенно подводят ребенка к восприятию алгебраических принципов и обеспечивают дальнейшее успешное обучение математике.

Итак, напомню, в июне было заявлено намерение создать учебник. А уже 1 сентября первоклассники нескольких севастопольских школ получили в руки этот учебник.

Для того чтобы не было иллюзий о том, что учебник был переиздан, полностью повторяя оригинал, необходимо сказать несколько слов о том, в чем заключалась работа коллектива РВС.

Первой и основной задачей коллектива было сохранение сути и структуры учебника с приближением, в то же время, его к современным реалиям жизни.

Поэтому тщательнейшим образом были пересмотрены задачи, где использовались советские цены на те или иные предметы.

Также были выправлены задачи, которые использовали устаревшие и непонятные современному школьнику понятия и обстоятельства, такие как заготовка дров для отопления школы, колхозы и колхозники и так далее.

Значительно по отношению к советскому времени изменились технические требования к самим учебникам. Есть ограниченный круг шрифтов, которые можно использовать в учебниках, диапазон размеров букв, расстояний между буквами и словами. А также ограничен вес одного учебника, в результате чего его пришлось разбивать на две части.

Кроме самого учебника были подготовлены и приведены в соответствие с переработанным учебником планы уроков — пособие для учителя, преподающего по данному учебнику.

Очень важным вопросом для дальнейшей работы над учебниками является вопрос возможности практического использования сегодня учебной литературы, созданной на основе советских учебников.

В действующем законе об образовании сказано, что школа выбирает учебники из Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию. Однако это положение не запрещает использовать учебники, не включенные в перечень, в рамках инновационной деятельности.

Статья № 20 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что инновационная деятельность осуществляется «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

Также инновационная деятельность может быть ориентирована на совершенствование учебно-методического обеспечения, а это значит, что апробация советских учебников в современных условиях может являться направлением инновационной деятельности.

Главным условием ведения инновационной деятельности является соблюдение прав участников образовательного процесса, а также получение образования не ниже требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Кроме того, в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.» предусмотрена поддержка инновационных проектов при реализации мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС.

И несмотря на то, что учебники по арифметике для четырех классов начальной школы А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка созданы в прошлом веке, они по содержанию могут обеспечить образование детей в соответствии с требованиями современного ФГОС.

Во-первых, комплекс учебников кроме непосредственно арифметики содержит геометрический материал. Не представленным в учебниках материалом из обязательного предметного содержания являются только первоначальные представления о компьютерной грамотности. Но этот пробел можно восполнить дополнительным разделом в 4-м классе начальной школы.

Во-вторых, методика А. С. Пчелко полностью соответствует системно-деятельностному подходу, предусмотренному ФГОС. Потому что она опирается на активное вовлечение ребенка в учебный процесс.

Советская методика использует вопрос-ответный метод, при котором дети самостоятельно подходят к выводам и обобщениям и активно участвуют в наглядном представлении и изучении нового материала. Помимо предметных знаний, у них формируется умение слушать учителя и сверстников, вести диалог.

На уроке развивается способность школьников рассуждать, обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи — то есть развиваются те умения, которые перечислены в метапредметных результатах, прописанных в ФГОС.

Постепенное усложнение задач, а также предложение задач смешанного типа после освоения ребенком решения задач одного типа исключает решение задач по готовым шаблонам и способствует развитию гибкого мышления.

Решая предлагаемые в определенной системе примеры и задачи, обучающийся подмечает их общие свойства и улавливает закономерность, тем самым овладевая индуктивным методом суждений (иногда понятые закономерности у малышей не сформулированы в виде правила и остаются в скрытом виде, но от этого сущность индуктивного метода не меняется). Когда же ребенок, решая примеры и задачи, узнаёт в них задание известного ему типа и, в соответствии с этим, составляет план решения, его мышление носит дедуктивный характер. Для этого ученик проделывает большую мыслительную работу — находит и выделяет в конкретном случае общие признаки и свойства. Таким образом, значительное количество упражнений помогает развивать индуктивное и дедуктивное мышление ребенка.

Еще одним документом, расставляющим цели и приоритеты государственной политики в сфере образования, является Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

Среди целей, обозначенных в программе, указана цель — обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения. То, что запрос на качественные советские учебники у населения сейчас огромный, не является секретом ни для кого.

Поэтому внедрение переработанных советских учебников в систему образования вписывается в цели и приоритеты государственной программы «Развитие образования».

Также приоритетным направлением развития образования является «сокращение разрыва образовательных результатов школьников (по результатам единого государственного экзамена) за счет реализации соответствующих образовательных программ».

Если обратиться к книге кандидата физико-математических наук, доцента кафедры «Высшая математика-1» Ростовского государственного университета путей сообщения И. П.

Костенко «Проблема качества математического образования», то можно увидеть, что в 1949 году, по исследованиям Академии педагогических наук (АПН), процент верных решений заданий по алгебре среди советских школьников 6–10 классов был от 69 до 80 %, а средний процент верных решений по математике в 9–10 класса (включая алгебру, тригонометрию и геометрию) — 74 %.

И это отнюдь не современные задачки по ЕГЭ. Представленные цифры позволяют с уверенностью говорить, что использование программ, созданных по советским учебникам, лежит в русле вышеуказанного приоритетного направления.

Таким образом, советские учебники по арифметике А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка отвечают требованиям современного ФГОС, и существует нормативно-правовая возможность их внедрения в образовательный процесс еще до этапа внесения данных учебников в Федеральный перечень.

Внедрение это зависит от готовности органов управления образования. Разумеется, что после создания полной линейки учебников РВС планирует пройти процедуру включения учебников в этот перечень, чтобы позволить школам пользоваться этими учебниками в обычном режиме.

Но для этого нужно проделать большую работу.

Завершила пресс-конференцию, проходившую 5 сентября 2016 года, председатель РВС Мария Мамиконян словами: «Если вы откроете этот учебник, то вы, наверное, заметите, что это очень добрый учебник, хотя речь идет о математике.

Стиль, в котором выполнены картинки, и задачи своими сюжетами возвращают нас к тому миру, в котором человек был не один, где дети жили дружной детской семьей, со своими детскими заботами, детскими занятиями, где они выглядят как нормальные дети в нормальной среде.

Это в каком-то смысле психотерапевтически действует. Когда смотришь на этот учебник, то понимаешь, что мир этого доброго детства — он не только был, но он еще и возможен.

Очень хочется, чтобы он вернулся к нам, вот так вот мягко себя предлагая и этой мягкостью борясь с сегодняшней жесткостью, с взаимным отчуждением и атомизацией людей, начиная с самого детства. Родителям понятно, что это очень нужно».

Источник: https://rossaprimavera.ru/article/novyy-staryy-uchebnik

Требования к учебникам нового поколения

Требования к современным учебникам по фгос

Требования к учебникам нового поколения.

/выписка/

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник — это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. учебника:

• Соответствие современному состоянию содержания науки;

• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

• Согласованность с основными положениями программы обучения;

• Унификация названий, четкость определений;

• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

• Четкость структуры, повторяемость элементов;

• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

• Разнообразие основных заданий;

• Выделение различных уровней трудности содержания;

• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;

• Практичность, эстетичность и информативность обложки;

• Качество бумаги;

• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

• Стимулирующий чтение объем;

• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция

— соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

— новизна учебного и художественного материала;

— качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

— наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

— соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

— наличие средств эмоционального воздействия;

— увлекательность формы изложения материала;

— наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

— наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

— наличие образцов правильного выполнения заданий;

— наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

— изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

— наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

— наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7. Функция управления деятельностью учителя:

— последовательность и целесообразность учебного материала;

— наличие внутрипредметных и межпредметных связей;

— отражение специфики учебника в национальной школе;

— научная обоснованность содержания и структуры учебника;

— согласованность с реальными возможностями учебного процесса.

Источник: https://infourok.ru/trebovaniya-k-uchebnikam-novogo-pokoleniya-447166.html

Требования к учебникам образовательного учереждения

Требования к современным учебникам по фгос

Учебники выступают в качестве одного из основных средств образования, поскольку в них по пунктам перечислены этапы изучения учебного предмета (частично или полностью) в строгом соответствии с программой.

Предполагается как самостоятельная работа ученика с учебником при выполнении домашнего задания, так и работа в классе под наблюдением педагога.

Книги должны способствовать выработке отчетливого общеобразовательного знания, а также различных навыков и умений, содействовать всестороннему развитию личности, соответствовать последним требованиям и современным организациям учебных форм.

Определение 1

Учебник представляет из себя сборник современной, научно достоверной информации. Он создается в соответствии с основными дидактическими принципами постоянства, регулярности, наглядности, последовательности и усвояемости.

Структура построения учебника должна создавать у учащихся целостную непротиворечивую картину мира.

Он является средством выражения системы и объема знаний, который предполагается усвоить, а также сборником примеров и заданий, необходимых для развития умений и навыков практической деятельности.

Замечание 1

Важно учитывать возрастные особенности и уровень предварительной подготовки школьников. Поскольку одной из целей учебных пособий является развитие эмоционального, чувственного отношения к миру, в них размещаются материалы, провоцирующие эмоции, однако они должны обязательно учитывать возрастные и психические особенности учеников.

Основные принципы создания учебников

Существуют правила, в соответствии с которыми должны создаваться учебные пособия. Так, важно учитывать следующие параметры:

  • создание диалога ученика и книги,
  • способствование развитию любознательности,
  • возможность пополнения содержания учебника дополнительными средствами, пособиями;
  • создание модели усвоения информации, приобретения знаний о событиях, изучаемых предметах;
  • самостоятельность (учебник может считаться полноценной образовательной системой).

Главные составляющие качественной учебной книги: текст и иллюстративные нетекстовые компоненты, которые стимулируют аппарат ориентировки и усвоения. Язык пособия должен быть понятным и учитывать детскую психологию, например, не стоит строить слишком длинные фразы. Рекомендуемая длина предложения не должна превышать 16 слов.

Причастные и деепричастные обороты необходимо свести до минимума. При введении терминов обязательно нужно давать их определение и перевод. Учебник должен включать в себя алфавитный указатель содержимого, сборник вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Все названия и формулировки законов, явлений, их разъяснения должны приводиться в строгом соответствии с принятыми в науке понятиями. В учебнике не должно быть слишком много незнакомых слов.

Виды текстов в учебнике

Все тексты в учебнике можно разделить на базисные, которые описывают основную теоретическую часть материала, и добавочные, которые предлагают интересные факты и объяснения, логически связанные с основной частью текста.

Также книга должна обязательно иметь предисловие, содержание, введение, систему сигнальных символов (цифровых, буквенных, геометрических или знаковых, для начальной школы используются условные обозначения в виде рисунков), а также именной и алфавитный указатели.

Правила оформления учебника

В составе учебника публикуются различные инструкции, добавочные материалы – комментарии, памятки, руководства для самостоятельной работы, примеры решений практических задач, образцы опытов и наблюдений, таблицы с подписями и пояснениями, иллюстративный материал, перечень упражнений, заданий и вопросов для самопроверки и осуществления обратной связи.

Определение 2

Задачи могут быть самыми разнообразными, например:

  • тематические задания контрольного характера;
  • задачи, направленные на простое воспроизведение объясненного материала;
  • творческие работы, подразумевающие применение новых навыков и знаний;
  • задачи различных уровней сложности;
  • наблюдения, эксперименты и другие виды лабораторных и практических работ.

Ученик должен иметь возможность узнать из учебника подробные сведения из истории науки, правила определения научных гипотез. Например, учебники по истории должны рассказывать об археологических изысканиях и раскопках, по географии – описывать географические экспедиции и т.д.

Весьма уместны будут портреты и фотографии деятелей науки и искусства. Иллюстративная часть учебника также должна помогать усвоению необходимых научных сведений, соотноситься с текстовым содержимым, соответствовать возрасту учащихся и уровню их подготовки.

Качество и размеры рисунков должны быть достаточны для подробного изучения и адекватного понимания.

Рисунки полезны, когда нужно объяснить ранее незнакомые понятия. Они могут быть сюжетными, наглядными, научно-прикладными (фотографии, карты, схемы, диаграммы, чертежи и др.) Качество печати и шрифта должно соответствовать общепризнанным требованиям школьного образования. Гарнитура и размер основного и добавочного текста должны различаться.

Установленным нормам должны соответствовать и ширина полей, интерлиньяж, плотность букв и т.д. Шрифт должен хорошо читаться на белом, сером и цветном фонах. Желательно, чтобы размер книги был удобен для переноса в ранце или портфеле.

Вес учебника не может превышать 300 г для 1-4 классов,400 г для 5-6 классов, 500 г для 7-9 классов, 600 г для 10-11 классов.

Все перечисленные выше эргономические требования к учебникам направлены на создание оптимальных условий обучения и воспитания детей, обеспечение их работоспособности и вовлеченности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/trebovanija-k-uchebnikam/

Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Требования к современным учебникам по фгос

Страница 1

образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.

Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета.

По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично.

В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника.

Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент:

а) тексты-описания;

б) тексты-повествования;

в) тексты-рассуждения.

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника

(по Д.Д. Зуеву):

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению.

Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой.

Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику.

К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования.

Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования.

Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма.

Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями.

Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Информация по педагогике:

Фрагмент календарно-тематического плана
Таблица 2 Фрагмент календарно-тематического плана занятий по теме «Трехфазные цепи» для студентов направления подготовки 050100.07- «Профессиональное обучение» профиль «Транспорт» направленность – «Обеспечение безопасности дорожного движения», «Эксплуатация и ремонт автомобилей», «Организация перев …

Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе
Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции. Познавательная функция. Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не …

Принципы обучения
Принципы обучения представляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономернос …

Источник: http://www.easilyeducation.ru/eidets-439-1.html

Требования к электронной форме учебников обсудили в Минобрнауки России

Требования к современным учебникам по фгос

8 августа 2014 г. представители Министерства образования и науки Российской Федерации при участии крупных российских издательств и экспертного сообщества провели вторую рабочую встречу по обсуждению требований к учебникам в электронной форме.

С 1 января 2015 года издательства должны будут представлять на экспертизу учебники в электронном виде. Это условие станет обязательным для включения в Федеральный перечень учебников.

Ранее Минобрнауки России были подготовлены изменения в порядок формирования Федерального перечня учебников, в которых были определены общие требования: наименование учебника должно соответствовать наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС, в содержании учебника должны быть представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний.

Учебник также должен включать в себя сведения о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области. Кроме того, в учебнике должны отсутствовать ошибки, опечатки, не должно быть сведений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В ходе второй встречи участникам совещания под председательством Первого заместителя Министра образования и науки России Натальи Третьяк предстояло совместно определить требования к учебникам в электронной форме.

Первый заместитель Министра еще раз обратила внимание на то, что обсуждается электронная форма уже существующих учебников, так же, как в свое время обсуждалась их печатная форма. Необходимость обсуждения электронной формы вызвана тем, что она добавляет новые свойства уже существующим и зарекомендовавшим себя учебникам.

По итогам прошлого заседания участникам было поручено в трехнедельный срок направить в адрес Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России предложения и рекомендации по разработке электронных учебников.

О результатах проделанной работы рассказал генеральный директор ООО «Орфограф» Рубен Акопов. 

По его словам, издатели обсудили все вопросы, касающиеся формата электронного приложения: соответствие содержания учебника в электронной форме печатной версии, необходимость дополнения электронного учебника версии структурированной совокупностью образовательных ресурсов с мультимедийным и интерактивным содержанием.

«Сегодня ни у кого не вызывает вопросов, что главный критерий при добавлении электронного учебника в состав образовательных ресурсов – педагогическая целесообразность», – подчеркнул Рубен Акопов.

О необходимости соответствия электронной версии структуре и содержанию учебника в печатной форме участники встречи говорили еще в ходе первого совещания, теперь же прозвучали конкретные предложения по данному вопросу. Директор ООО «Орфограф» озвучил консолидированную позицию издателей.

«Если мы используем современные технологии, то возможность их применения в части поиска, создания закладок также должна быть доступна, – пояснил Рубен Акопов. – При этом допускаются изменение шрифтов и масштаба иллюстрации, но они должны соответствовать элементам основного содержания».

Подробно участники совещания остановились на вопросе возможности воспроизведения электронной версии учебника в нескольких общераспространенных операционных системах и более чем на трех электронных устройствах.  

Представители Минобрнауки России и издательств сошлись во мнении, что электронные устройства, в качестве средства воспроизведения учебников, в первую очередь должны быть безопасными и безвредными для учащихся.  

Кроме того, учебник должен быть представлен в общедоступных форматах и использовать технологии, не имеющие лицензионных ограничений для конечного пользования.

Участники заседания пришли к выводу о необходимости расширения перечня вопросов и некоторого расширения экспертизы для учебников в электронной форме при вхождении в состав Федерального перечня учебников.

В ходе дальнейших встреч планируется обсудить вопросы требований к экспертам, которые будут оценивать учебники в новом формате.

«Процесс внедрения электронных учебников должен быть взвешенным и последовательным, – сказала Наталья Третьяк. – Мы не говорим о массовом и бесповоротном переходе на новые технологии в ущерб традиционным».

Она пояснила, что традиционная, бумажная, версия учебников по-прежнему будет основной, но необходимость соответствия современным требованиям очевидна.  

«Мы должны идти в ногу со временем и отвечать на современные вызовы и запросы общества, в том числе – получателей образовательных услуг, поэтому мы и ведем эту большую работу с издательствами» – сказала Первый заместитель Министра.

Источник: http://www.edu.ru/news/education/1456/

Новый учебник истории: каким он должен быть?

Требования к современным учебникам по фгос
​«Современный учебник должен вернуть доверие ученика», — считает Иван ФЕДОРОВ, методист, победитель приоритетного национального проекта  «Образование» 2007 года, призер конкурса «Учитель года Подмосковья-2008», преподаватель истории гимназии №1539 г. Москвы.

— Иван Николаевич, каким тенденциям должен, по вашему мнению, соответствовать новый учебник истории России и почему?

— Современный учебник истории сейчас переживает период возрождения. За последние 20 лет изменилось содержание истории, изменилась информационная среда, соответственно изменилась и функциональная направленность современного учебника.Поскольку учебник сегодня является организатором учебного процесса как для учителя, так и для ученика, он должен выполнять функцию навигатора в огромном поле информации. Отсюда возникает принципиальная на нынешний момент проблема ее достоверности. Такую проблему во многом решают сегодня ФГОС второго поколения и историко-культурный стандарт, ориентируясь на которые учебник содержательно наполняется проверенной информацией.Кроме того, в современных учебниках должна быть в полной мере отражена фиксация новых фактов и событий в истории страны за последние 30 лет. Так как этот период достаточно сложный и неравномерный, на помощь тут опять же приходит историко-культурный стандарт, который формулирует основные вопросы и ключевые аспекты периода.Современный учебник сегодня — это не учебник ответов, а учебник вопросов, ответы на которые и предстоит найти школьнику с помощью учителя и книги. Он больше не предлагает готовые решения проблем, он является помощником для учителя и формирует сознательное и оценочное суждение у ученика.

— Что, на ваш взгляд, ждут от учебника истории сегодня учителя и ученики в школах? Чего им не хватает?

— Учебник должен являться организатором учебного процесса на уроке. Помогать учителю и ученику ориентироваться в том поле информации и исторических фактов, которые они изучают. Также современный комплекс учебных материалов должен давать учителю возможность использовать дополнительные средства для изучения предмета — электронные диски, презентации, новое поколение карт, хрестоматии — и опираться на внушительный спектр исторических источников. Учебник должен вернуть доверие ученика, а для этого ему необходимо соответствовать тем потребностям, которые сегодня предъявляют школьники, особенно в старших классах.Современный учебник должен способствовать формированию у ученика желания к самостоятельной работе, именно поэтому его необходимо интегрировать в сферу электронного образования, обеспечить его открытость и доступность на любых электронных носителях. Необходимо, чтобы ученик получал помощника в поиске информации, и современный учебник — хороший инструмент для реализации данной задачи.

— В какой степени современный учебник должен отвечать основным требованиям нового историко-культурного стандарта? Отвечает ли данный стандарт требованиям современного образования и преподавания в области истории?

— На сегодня это определяющий документ, на который следует ориентироваться всем, кто занимается изучением истории, преподаванием предмета в школе и в университете.Историко-культурный стандарт — это некий консенсус между учителями, учеными и преподавателями университетов по поводу содержательной и методической части преподавания истории. Скорее всего он будет видоизменяться и дополняться, но такая форма, фиксация содержательно важных моментов, необходима. Это возможность выстраивания диалога, что является принципиально важным моментом, отображающим фиксацию определенной зрелости научного и профильного сообщества.

«Живые примеры — вот что необходимо для истории», — убежден Олег ВОЛОБУЕВ, доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета.

— Олег Владимирович, каким, по вашему мнению, должен быть современный учебник истории? Какова его роль в процессе преподавания истории в школе?

— Когда мы говорим об учебниках истории, мы должны иметь в виду, что одно дело учебники для 6-го класса, другое дело — для 10-го. Они не должны быть абсолютно одинаковыми ни по стилю изложения, ни по заданиям и их типологии: есть такие задания, которые просто нельзя давать в 6-м классе, например.В старших классах можно и нужно делать акцент больше на самостоятельной работе, чтобы ученики задействовали дополнительные источники. Хотя сегодня многие младшие школьники прекрасно владеют электронными ресурсами, но сложность таких самостоятельных заданий все равно должна быть разной. Поэтому здесь важно сохранить и старую функцию учебника — носитель знаний.Когда мы оцениваем учебник, мы должны отдельно рассматривать текст и язык, которым он написан. Текст должен быть доступным для возраста и понимания учеников. Язык учебника должен быть образным.Должно существовать или несколько типов учебников, или пусть даже одного типа, но написанные разными авторами, с моей точки зрения.

— То есть инициативу о едином учебнике и едином подходе к преподаванию истории в школах вы не поддерживаете?

— Абсолютно не поддерживаю. Учебник должен быть единым в своей некой установке, трактовке, что сегодня в целом мы можем наблюдать во всех представленных вариантах линеек. Сегодня вы уже не встретите учебников с монархической или либеральной трактовкой, как, например, это было в 90-е годы. Сейчас уже давно другие учебники.

— А как вы в целом относитесь к инициативе историко-культурного стандарта?

— Я считаю, что полностью его реализовать трудно. Трудно, потому что даже перечень персоналий Великой Отечественной войны нельзя полностью раскрыть в формате одного учебника. Как вы в пяти уроках, а то и меньше, можете дать характеристики даже пяти-шести полководцам? Для этого нужен учебно-методический комплекс: что-то должно быть отражено в учебниках, а что-то — в хрестоматиях и других пособиях.

— Но есть же какие-то основные факты и имена, которые каждый ученик обязан знать? Как быть с теми, кто не знает даже их?

— Только при тщательной индивидуальной работе с учениками возможно добиться одинаково положительного результата от всех учащихся. Но при тех нагрузках, которые сегодня существуют у учителей в школах, невозможно так работать. Учителя перегружены административной «писаниной». Где здесь найти достаточное время на каждого ученика, тем более когда их в классе по 40 человек? Поэтому многое зависит от системы.

— Может быть, для тех учеников, кто в меньшей степени интересуется предметом, следует привлекать дополнительные материалы, которые смогут его заинтересовать?

— Конечно, следует. У нас вообще многое нуждается в кардинальной перестройке, в своего рода модернизации, как любят сейчас говорить. Например, учебник учебником, учитель учителем, но должны быть фильмы, специальные интересные короткие фильмы, которые учитель сможет привлечь в качестве иллюстративного материала на своих занятиях и заинтересовать ученика.Наглядность, безусловно, нужна, и схемы подвижные нужны, тем более когда есть компьютеры и другие средства для визуальной коммуникации с учеником.

— Вы ранее говорили о проблеме того, что одним ученикам история нужна в большей степени, другим — в меньшей. Эта проблема во многом решается с введением профильных классов, когда ученик может выбирать уровень изучения предмета: углубленный или базовый. Должны ли в этом случае быть разные учебники?

— Бесспорно, должны быть специальные учебники для тех,  кто выбирает углубленное изучение истории, например. Такие учебники должны быть больше по объему и представлены усложненным материалом. Или мы отказываемся от профиля, или мы его сохраняем. Во втором случае нам просто необходимы специальные профильные учебники. Даже по одной этой причине мы не можем говорить о каком-то едином (одинаковом) учебнике. И для школ это тоже очень важно.

— А чего, на ваш взгляд, сегодня принципиально не хватает школьным учебникам? Должны ли быть какие-то изменения в их структуре, в том, как подается материал?

— Конечно, новации должны быть. Современные учебники должны иметь более разветвленный методический аппарат, быть нацелены на самостоятельный поиск, должны включать в себя большое количество заданий, связанных с Интернетом.

— То есть осуществлять функцию учебника как навигатора?

— В какой-то мере да. Но нельзя все сводить только к этой функции. Иначе эта тотальная навигация все подавит.


— А воспитательная функция должна присутствовать в учебниках?

— Когда те факты, которые даны в учебнике, например о ВОВ, будут переданы живым языком, когда они будут затрагивать эмоциональную сторону ученика, будут подробно и наглядно проиллюстрированы с помощью тех же фильмов или рассказов учителя, вот тогда будет настоящее патриотическое воспитание. Живые примеры — вот что необходимо для истории. И здесь уже не учебник играет главную роль, а учитель. В этом случае учебник выступает лишь помощником, тем самым навигатором, а подачу обеспечивает именно учитель. Важно живое слово учителя.


— Главным должен быть именно учитель?

— Конечно, учебник лишь помощник, путеводитель. Поэтому не нужно переоценивать его роль. Учебник никогда не научит, если ученик не хочет научиться. Воспитание — это разговор по душам. И преподавание истории — это тоже в первую очередь именно разговор по душам. Людям нужно вернуть историю, а историю можно вернуть только через историю людей.

Источник: http://www.ug.ru/archive/59828

Адвокат 24