Требования к речи учителя

Тема 5. Требования к качеству профессиональной речи педагога системы дошкольного образования — Развитие речи старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Требования к речи учителя

Культурная речь является обязательным элементом общейкультуры человека. От того, насколько грамотно он выражается, зависит его успехне только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающегос детьми дошкольного возраста.

Дошкольник подражает речи окружающих, поэтому он долженслышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского литературного языка.

Культурные и методические требования к речи педагога -строгое соответствие содержания речи возрасту детей, их развитию, запасупредставлений, с опорой на их опыт; владение педагогом методическим мастерством,знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детейи умение их применять во всех случаях общенияс дошкольниками и др.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и другихосновоположников методики развития речидетей дошкольного возраста отмечается, что малыши учатся говоритьблагодаря слуху и способности к подражанию.

Дошкольники говорят то, что слышат,так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влияниемсистематически организованной речи взрослых.

Одним из основныхмеханизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М.

Алексеева отмечает, что, подражая взрослым,ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления,построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются вих речи».

Именно поэтому к речи педагога, работающего с дошкольниками,предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речирассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях выделяютследующие компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Кроме того,к речи педагога, работающего с детьмидошкольного возраста, предъявляются определенные требования:

правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогунеобходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка:орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормыобразования и изменения слов;

точность – соответствие смыслового содержания речи иинформации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обращатьна семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию удетей навыков точности словоупотребления;

логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи иотношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, чтоименно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурныхкомпонентах связного высказывания, формируются навыки использования различныхспособов внутритекстовой связи;

чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературномуязыку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развитиядетей дошкольного возраста.

Решая данную задачу, принимая во внимание ведущиймеханизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимозаботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использованиеслов-паразитов, диалектных и жаргонных слов;

выразительность – особенность речи, захватывающая внимание исоздающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагогаявляется мощным орудием воздействия на ребенка.

Владение педагогом различнымисредствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса идр.

) способствует не только формированию произвольности выразительности речиребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого,формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора;

богатство – умение использовать все языковые единицы с цельюоптимального выражения информации.

Педагогу следует учитывать, что в дошкольномвозрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатыйлексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запасаребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления,выразительности и образности речи;

уместность – употребление в речи единиц, соответствующихситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, преждевсего, обладание чувством стиля.

Учет специфики дошкольного возраста нацеливаетпедагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения,умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироватьсяна ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнестиправильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение нетолько говорить с ребенком, но и слышать его.

Культура речи каждого отдельного человека зависит оттого, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшейкультурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому для педагога важноиметь представление о стилях литературного языка, то есть о том, что людидифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится,прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенногоповедения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность,скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинствопроявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствованиестилистического чутья ребенка является основным средством его эстетическоговоспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенныевоспитательные задачи.

Педагог обязан не только интуитивно владеть чувствомстиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которыхсоздается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания вобласти лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактическогоматериала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речиобеспечивается синонимией языка: лексической (жилище — дом — квартира -жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над головой — обитель -кров — жилье — берлога — логово — нора — гнездышко); грамматической (идти полем- по полю — через поле; идущий — который идет; красивее — более красивый);фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести сразной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к немууважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу,отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»).

Педагог, работая над совершенствованием собственнойкультуры речи, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве еекомпонентов — лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чегосуществует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые иэмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственнойречи.

Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Педагог,старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствахморфологии — аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи всебогатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов -конструкций простых и сложных предложений.

Педагог обязан быть достаточнонатренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделаетболее четкой его дикцию, а также в модулировании своим голосом всех просодем:силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различныхчеловеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения,гнева, ласки и т. д.

Это даст ему умение легко схватывать стиль произношениясвязной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль. [9, 25]

Важность совершенствования произносительной культуры речи педагогаобусловлена тем, что дошкольникам звуковая культура речи может быть привитатолько прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, посколькудети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первуюочередь речь педагога.
Знание педагогом требований к профессиональной речи, их соблюдение и постоянноесовершенствование качества собственной речи — залог успешности работы поречевому развитию детей в образовательном учреждении.

Источник: https://sites.google.com/site/predshkpodgotovka/v-informacionnyj-blok/tema-5

Особенности речи учителя

Требования к речи учителя

Фотогалерея
[Семейное устройство детей][Семейное устройство детей]

Категории новостей
Общее [17]
Грамотная речь педагога и воспитанника [9]
Кто онлайн:
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей: 0

Обязательно ставьте оценки (звезды) и оставляйте комментарии к просмотренным материалам.

» Файлы » Общее » Грамотная речь педагога и воспитанника
[ Скачать с сервера (24.7 Kb) ]25.01.2013, 15:54
Особенности речи учителя. Требования к речи педагога. МКОУ «Детский дом-школа №95»Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся: 1) публичность, направленность на аудиторию; Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза». Публичность, направленность педагогической речи на аудиторию как ее важнейшая специфическая особенность обусловливает необходимость: а) хорошего знания учителем индивидуальных свойств и качеств учащихся, особенностей классного коллектива, умений прогнозировать влияние своих слов на всех в целом и на каждого ученика в отдельности; б) собственного отношения учителя к тому, о чем он говорит, то есть личностной окрашенности высказываний; в) умений и навыков организации диалога (даже тогда, когда учитель использует монологическую форму педагогической речи). Достичь диалогичности можно, используя высказывания-обращения («давайте представим», «как вы помните» и т.д.), эмоционально-экспрессивные слова, риторические вопросы. визуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи). Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции). Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее импровизированность. Импровизация (от французского – improvisation, от итальянского – improvisatione, от лат. – improvisus – неожиданный, внезапный) – это создание чего-то непосредственно в момент деятельности. Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, определяют следующие ее значения: 1) это не дословное воспроизведение учебного (или какого-то другого) материала, а его свободное изложение на основе значительной предварительной подготовки, которая предусматривает отбор содержания, продумывание объема и логики излагаемого, определение накануне речевой деятельности характера общего тона высказываний, отдельных интонационных моментов, ритмики и темпа речи; 2) речевая импровизация педагога – это неподготовленная, сиюминутно возникающая речь, рождающаяся в условиях деятельности в целом. Педагогическая импровизация – это немедленная реакция учителя в момент взаимодействия с учащимися на конкретные их действия, проявления, слова. И одно, и второе понимание речевой импровизации определяют условия, в которых речь учителя становится истинно педагогической. К ним относятся: хорошее знание предмета преподавания (свободное владение учебным материалом), психолого-педагогической теории, методик обучения и воспитания; высокая общая культура (культура речи, поведения, общения, внешнего вида и т.д.); владение методами психолого-педагогической диагностики, которые позволяют изучить особенности классного коллектива и индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности и на основании результатов диагностирования выстраивать педагогическую речь, общение; хорошо развитые педагогические интуиция и воображение, фантазия, позволяющие создавать прогнозируемые ситуации в педагогическом процессе и действовать в них. В.А. Сластенин в книге «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки» пишет, что импровизационность – это специфическая особенность педагогической речи, которая опирается на сочетание аналитического и интуитивного мышления, предшествующий опыт, ранее приобретенные знания и некоторые усвоенные алгоритмы продуктивного решения педагогических задач». Это высказывание в полной мере можно отнести и к речевой импровизации учителя, поэтому важным условием формирования педагогической речи является выработка педагогом на основе глубоких профессиональных знаний и практического опыта учительской работы аналитического мышления и педагогической интуиции. В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней: – содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся); – грамотность речи и лексическое богатство; – логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется ввиду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников); – техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи); – интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность речи характеризуется способностью словом создавать наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности. Образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.); – уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание ее особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий); – существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету, (использование системы специфических, профессиональных стереотипов, устойчивых формул общения). Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой. Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение. В плане вышеназванных требований к речи учителя принципиальное значение имеет культура волеизъявлений учителя, предъявления им требований. Для учителя норма – не прямое (иногда безапелляционное) требование, а приглашение, просьба, совет, пожелание, предостережение и т.д. Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д. Важность данного требования к речи педагога (как, кстати, и всех, обозначенных выше) обусловлено тем, его речевое поведение призвано быть эталонным для учеников и других участников педагогического процесса.Правила речевой культуры педагога:  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.  2. Педагог должен говорить внятно.  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — бесцветна.  5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.  6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. 
Категория: Грамотная речь педагога и воспитанника | Добавил: Admin1
16709 | Загрузок: 228 | : 4.3/9

Телефоны доверия
Для детей и подростков:8-800-2000-122(бесплатно по РФ);Для взрослых (г. Новокузнецк):8(3843)713-0648(3843)713-063.

Доска объявлений
[08.04.2014][Музей]
«Вспомним всех поименно» (0)

Сотрудники, имеющие персональные сайты
Хорошилова К.А.,учитель биологииАрнст А.П., учитель информатикиСкурятина Н.А., учитель физикиКачалкова Е.А.,старший воспитатель Прохорова А.Г., учитель-логопедКрафт С.А., учитель истории и обществознанияБашарина Р.Д., учитель немецкого языкаБерестова Н.А.,воспитательНеволина Е.М.,заведующая библиотекойДимитров О.А., учитель истории и обществознанияЧеркашина И.В.,учитель географииЯкимова В.А.,учитель математикиШитова О.Г.,педагог-организаторИльина Е.В.,учитель физикиКулакова Н.И.,педагог-организаторЯлынычева С.Ю., педагог-психолог

«Школа отцов»
Подробнее…

Архив новостей

Полезные ссылки:


Источник: http://dd95.ucoz.ru/load/obshhee/gramotnaja_rech_pedagoga_i_vospitannika/osobennosti_rechi_uchitelja/25-1-0-53

Требования к речи педагога

Требования к речи учителя

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга»

2 слайдОписание слайда:

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих

3 слайдОписание слайда:

Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании

4 слайдОписание слайда:

Необходимо учитывать: Возраст и жизненный опыт ребенка при общении с ним. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими простыми.

5 слайдОписание слайда:

РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ: Грамотность Следует разбираться в особенностях своей речи, Учитывать ее ошибки и погрешности, Бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка

6 слайдОписание слайда:

Точность  Соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

7 слайдОписание слайда:

Эмоциональность Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых; Проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты.

8 слайдОписание слайда:

Выразительность Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.

Владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.

способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

9 слайдОписание слайда:

Чистота  Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

10 слайдОписание слайда:

Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Логичность 

11 слайдОписание слайда:

Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует: не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Богатство

12 слайдОписание слайда:

В речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения: навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др. Уместность 

13 слайдОписание слайда:

Регуляция темпа Ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь

14 слайдОписание слайда:

Регуляция силы голоса говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи Голос воспитателя должен быть: выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать.

15 слайдОписание слайда:

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести: правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!!! Предлагайте слуху детей лишь совершенные образцы речи!!!

16 слайдОписание слайда:

Спасибо за внимание!

17 слайдОписание слайда:

Для подготовки презентации использована статья: «Речевая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений» Старцева Елена Алексеевна,  учитель-логопед Литература Агеенко Ф.Л., Зарва  М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с. Алексеева М.М.

  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. — 400 с. Бородич  А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с. Колосова  И.В.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. — №3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с. Скворцов  Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.

: Издательство «Знание», 1995. – 256 с. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с. Стародубова  Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с. Федоренко Л. П.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. — 239 с.

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб.

в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Подать заявку

Источник: https://infourok.ru/trebovaniya-k-rechi-pedagoga-2743907.html

Требования к речи учителя

Требования к речи учителя

Требования кречи учителя

Остановимсяподробно на интерпретации основныхкачеств речи учителя.

Правильность ичистота. Правильность– это соответствие речи нормамлитературного языка. Среди отступленийособенно часты:

а) нарушениеуправления, например: «указал онеобходимости» (вместо: на необходимость):«это касается к учебнику» (вместо:учебника) и др.;

б) произносительныеошибки, например: «красивее» (вместо:красивее), «повторим» (вместо повторим)и др.;

в) наличиенеоправданного повторения «лишних»слов типа «так сказать», «ну», «мне»,«значит» и др.

Точность речиучителя – это прежде всего терминологическаяточность. Так, некорректно говорить«измените слово по смыслу» (слово можетсклоняться, спрягаться, при этом посвоему лексическому значению слово неизменяется).

Уместность речиучителя выражается в его точном выборетона и стиля общения, различных способовпривлечения внимания учащихся, в четкойпостановке вопросов и т. п.

Коммуникативно-целесообразнаяречь учителяне допускает грубости и бестактности,например таких замечаний: «Сиди имолчи!», «Ну, что сидишь, я же вошла вкласс» и др.

Учитель не можетпозволить себе говорить многословно(учебное время ограниченно) и в то жевремя скороговоркой. Для речи учителяхарактерен полный стиль произношения,при котором слова произносятся тщательно,отчетливо. Именно поэтому считаетсянарушением неполный стиль произношения(«мо-эт быть» вместо может быть).

Требованиекоммуникативно-целесообразной речиучителя начальных классов предполагаетучет возрастных особенностей учащихся,их подготовленности к усвоению предмета,а также умение учителя трансформироватьсвою речь так, чтобы приспособить еедля понимания младшими школьниками(отобрать языковые средства, объяснитьнепонятные слова и выражения, приспособитьречь к учебно-речевой ситуации).

Речевая этикапредполагаетупотребление вежливых обращений, словприветствия и прощания, выраженияизвинения, благодарности, согласия,одобрения, похвалы (заслуженных),воспроизведение (акцептование мыслейучащихся, в том числе цитирование) словученика, собственных объяснений (с ихуточнением и дополнением) темы и целейурока.

Чтобы предупредитьнеуважительное отношение к учащимся,действует система запретов.Их цель –помочь участникам общения избежатьконфронтации, противостояния, создатьв классе благоприятный психологическийклимат.

Объясните смыслкаждой группы запретов. Составьте изапишите памятку из 3-5 пунктов. Подготовьтесообщение на тему «Культура речевогоповедения учителя».

Запреты на:
тонслова и выраженияжесты, мимикуголос
обидный презрительныйпренебрежительный крикливыйзлойсюсюкающийгрубыеоскорбляющиенасмешливыеустрашающиеобидныенекрасивыебубнящийнеразборчивыйзаикающийсясиплый

Понаблюдайте заучителем во время его рабочего дня. Вотон входит в дверь школы и сталкиваетсяс преподавателем химии. Они – коллеги.Входит в класс,где пока еще только дежурный. «Как дела,Игорь? Дома все в порядке? (Учитель знает,что у мальчика болела сестра.) Ты помирилсяс Димой? (Мальчик кивает.

) Молодец, я радаза тебя!» — выступает в роли старшегодруга. Но вотначинается урок, ипередклассом строгий, но доброжелательныйучитель. Онприветствует детей, ведет опрос,комментирует ответы учащихся, объясняетновый материал, организует и координируетработу детей по заранее составленномуплану урока.

В каждой своейроли учитель ведет себя по-разному ипо-разному строит речь. Но все равноесть в его поведении какие-то общиечерты.

Качества речи

Остановимся подробно на интерпретацииосновных качеств речи применительно кречи учителя-словесника.

Правильность и чистота речи. Правильность— это соответствие речи нормамлитературного языка.

Среди отступлений от норм литературногоязыка, как показывают многолетние записиучебной речи учителей русского языка,особенно частотны:

1) нарушения управления. Например:

«имела в виду о том, что…» (вм.: имела ввиду, что);

«нужно отметить о таких фактах, как…»(вм.: …такие факты),

«подчеркивает о том, что…» (вм.:…подчеркивает, что);

«эта таблица показывает о том, что…»(вм.: …показывает, что);

«нужно дать себе ясный отчет о том,что…» (вм.: …отчет в том);

2) произносительные ошибки. Например:

«повторим» (в.м. повторим), «приведенныйпример» (вм. приведённый).

Говоря о чистоте речи учителя, следуетотметить такие недочеты и ошибки, как:

1) наличие неоправданного повторения«лишних» слов типа так, так сказать, ну,мне, значит и некоторых других. Например:

«Мы сегодня должны, так сказать, узнать,чем же отличаются, так сказать, союзыот предлогов. Для этого мы воспользуемсясравнением, чтобы в конце концов сделатьвывод, так сказать».

«Кто мне вспомнит правило… Кто прочтетмне… Скажите мне, как называется этачасть речи? Зачем ты мне написала этопредложение?»

Мне не просто лишнее слово. Его употреблениенеоправданно, так как в классе идетобщая работа, диалог учителя с классом,а не с одним учеником;

2) выражения, которые можно квалифицироватькак профессиональное просторечие илипрофессиональные жаргонизмы. Например:«Ты хорошо с места работал» (выделенныеслова не сочетаются); «Ты не сказалапример» (вм. не привела); «Расскажиправило правописания разделительныхзнаков» (правило не рассказывают, аотвечают, формулируют.

Возможнаяформулировка данного задания: «Объясни(сформулируй) правило… Знаешь ли тыправило о…? Слушаем твой ответ»);«Отвечайте на вопрос целыми предложениями»(вм. полными); «Скажи значение этогослова» (вм. раскрой лексическое значение…,или: что обозначает данное слово); «Какуюоценку поставить тебе?» (вм. отметку).

«Нужно расширять кругозор знаний уучащихся» (вм. кругозор учащихся).

Точность — применительно к рассматриваемомуаспекту — это прежде всего терминологическаяточность, терминологическая культураречи учителя.

Так, точнее сказать«подчеркни сочетание букв чэ эн» (а не«пары букв»); лингвистически некорректносказать: «Фразеологизм бить баклушидвусмыслен, так как, помимо своегопрямого значения, имеет ярко выраженныйиносказательный смысл» (в высказываниинеточно характеризуется данныйфразеологический оборот «с абсолютнойсемантической спаянностью частей,целостное значение которых не выводитсяиз значений, составляющих их слов».Также лингвистически некорректноупотреблять такие задания, как «изменитеслово по смыслу» (слово может склоняться,спрятаться, но при этом по смыслу словоне изменяется).

Уместность, коммуникативная целесообразностьречи учителя предполагает умениеучитывать ситуацию общения и выбиратьоптимальные для конкретных задач иобстоятельств вербальные и невербальныесредства общения. В ситуации сообщениянового материала — заинтересованныйтон, различные способы привлечениявнимания, в ситуации опроса — четкуюпостановку вопросов, доброжелательныйтон и т.д.

Коммуникативно-целесообразная речь вусловиях педагогического взаимодействияучителя и учащихся имеет свою специфику.Учитель не может позволить себе грубостии бестактности, например, таких замечаний,как «Сиди молчи», «Закройте рты», «Ну,что сидишь? Я же вошла в класс» и т.п.

,таких обращений, как «Ну, ты, скажи»,как, впрочем, и недужной вежливости:«Прочти нам, пожалуйста, предложение свопросительной интонацией», «Скажи,пожалуйста, какая гласная пишется вкорне слова преподаватель». (Здесьучитель предлагает ученику выполнитьобычные учебные действия.

) Или: «Разреши(те)задать вопрос (спросить, прочитатьсочинение)». Стремясь к тому, чтобы речьоптимально способствовала решениюобразовательно-воспитательных задач,учитель может позволить себе говоритьмногословно (учебное время ограничено!)и в то же время скороговоркой.

Для речиучителя характерен полный стильпроизношения, при котором словапроизносятся тщательно, отчетливо.

Требование коммуникативно-целесообразнойречи предполагает также учет возрастныхособенностей учащихся, их подготовленностик усвоению предмета, что отразится наотборе языковых средств и приспособленииречи к определенной учебно-речевойситуации («Функционально-стилистическиеразновидности речи»).

Педагогические стили общения

Психологи (например, А.С. Золотнякова,В.А. Кан-Калик) выделяют следующиетипичные стили общения педагогическогохарактера, суть которых отражается вих наименованиях:

общение-устрашение (когда авторитетучителя держится на страхе, который онвнушает своим учащимся);

общение-заигрывание (при котором учительстремится понравиться, «снимая» междусобой и детьми необходимую дистанцию);

общение с четко выраженной дистанцией(в этом случае дети очень отдаляются отучителя, не раскрывают себя, чтоотрицательным образом отражается в ихвысказываниях на свободные темы);

общение дружеского расположения, когдамежду учителем и учениками устанавливаютсядружеские отношения (вспомним учительницулитературы из кинофильма «Ключ безправа передачи»);

общение совместной увлеченностипознавательной деятельностью.

Несомненно, желательно разрабатыватьсвой индивидуальный стиль общения, взявза основу два последних типа (стиля)общения, хотя в каких-то случаях необходимо«держать дистанцию», например, чтобымладшие школьники серьезно относилиськ тем требованиям, которые предъявляетучитель, чтобы дети отчетливо понимали,что не имеют права не выполнить домашнеезадание, и т.д.

Источник: https://studfiles.net/preview/407645/

Адвокат 24