Требования к методам социальной диагностики

Социально-диагностические методы в социальной работе

Требования к методам социальной диагностики

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее сложного теста.

Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной.

Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность.

Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д.

Проблемы, которые необходимо решать социальному работнику во взаимодействии с клиентом или группой, бывают иногда тупиковыми; могут возникать неожиданные ситуации и обстоятельства, становящиеся преградой на пути достижения целей.Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.Как известно, среди потребностей можно выделить:• биологические потребности — физиологические (голод, жажда, сон), половые, или сексуальные, ориентировочные;• материальные — одежда, жилище, питание и т.д.;• социальные потребности — трудовые, познавательные, коммуникативные;

• духовные потребности — нравственные, эстетические, религиозные.

Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы.

Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей.Некоторые исследователи (К.

Джерман, А. Гиттерман) выделяют условия и причины обострения взаимозависимости потребностей и проблем: 1) переломные моменты, обусловленные образом жизни, статусными ролями и кризисными событиями; 2) отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением; 3) трудности в общении с членами семьи и представителями первичных групп и др.

Социально-диагностическая технология не только выявляет реальные проблемы, но и выполняет прогностическую функцию.Социальный прогноз — один из видов оказания помощи клиенту. Составление социально значимых прогнозов невозможно без оценки существующих ресурсов, разработки диагностических технологий.

Социальная работа не может обойтись без специалистов, способных не только диагностировать ситуацию, но и прогнозировать социальное развитие. Полноценная социальная работа включает разработку достоверного прогноза дальнейшего развития (в краткосрочном и долгосрочном планах) исследуемых социальных процессов, предвидит перспективы их будущего состояния.

Социальный диагноз может осуществляться:• на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;• на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.;

• на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

В последнее время в социальную диагностику все чаще стали включать такие методы, как:• зондажно-информационное обследование конкретного социума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т. д.

;• социально-исторические обследования, в том числе изучение истории заселения и освоения данной территории, процессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.

• информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т. д.;

• социальное картографирование, т.е.

показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяет жизненный потенциал людей. Важнейшим критерием развития человека является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий такие аспекты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовый внутренний продукт.

В совокупности эти показатели отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни. Они же являются важнейшим диагностическим методом в понимании социальных процессов, в оценке социальной политики государственной власти.Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку.

Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.Ведение беседы требует определенных знаний и навыков.

Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:• умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;• создание атмосферы взаимного уважения и доверия;• искусное использование методов убеждения и внушения.Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств ипроявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).Метод экспертной оценки.

Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.Методы тестирования. Особенно широко распространены.

Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д.

Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим.

Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Существуют и другие методы социальной диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка», методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод «репертуарных решеток», выявление семантического пространства и др.

Если в своей диагностике социальный работник обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного клиента и этим ограничивается, то полученный таким способом психологический «портрет» предстает в определенной степени искаженным, поскольку не учитывает внутреннее состояние личности, влияние социальной среды.

К внутренним факторам диагностики относят здоровье, индивидуальные особенности, социальные аспекты; к внешним — диагностику социума, семьи, производственного коллектива, внешкольных учреждений, средств массовой информации и др.

Социальная диагностика — это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой.

В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все — начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме — до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.Реалистическая оценка и диагноз служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности подопечного. На основе правильно поставленного диагноза социальный работник выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между индивидом, группой и окружающей средой. Необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Социальный работник должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.

Итак, социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности.

Литература1. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа., 1992, вып. 2.2. Аминов Н.А., Суслаков Б.А., Федоров М.Е. Компьютерная психодиагностика в процессе подготовки социальных работников // Социальная информатика-93. — М., 1993.3. Гуслякова Л.Г.

Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. — Барнаул, 1995.4. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе // Теория и методика социальной работы. — М., 19945. Профессиональная деятельность социального работника:содержание и организация. М., 1993.6. Словарь-справочник по социальной работе. — М.

, 1997.7. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.8. Технология социальной работы: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. Проф. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 240 с.

9. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА- М., 2001. – 400 с.

— (Серия «Высшее образование).

30.11.-0001.

Источник: http://soc-work.ru/article/288

2.2.2. Диагностические методы в социальной работе

Требования к методам социальной диагностики

Есть ряд требований, предъявляемых к выбору ди­агностических методов в социальной работе:

· во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий;

· во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физи­ческих и психологических усилий, необходимых для его про­ведения;

· в-третьих, технология применения методов должна быть ясной и понятной, настраивающей клиента на доверительное отношение к социальному работ­нику;

· в-четвертых, обстановка и условия проведения диагности­ки не должны настраивать клиента против участия в диагностике.

Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

Среди потребностей можно выделить:

· биологические (голод, жажду, сон, сексуальные и т.д.);

· материальные (одежду, жилище, питание и т.д.);

· социальные (трудовые, познавательные, коммуникативные);

· духовные (нравственные, эстетические, религиозные).

Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Социально-диагностическая технология не только выявля­ет эти проблемы, но и выполняет прогностическую фун­кцию. Социальный диагноз может осуществляться:

· на уровне общества в целом, для выявления общих тен­денций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

· на уровне социальной группы или территориальной общ­ности, например, развитие народностей, территори­альных групп, трудовых коллективов и др.;

· на личностном уровне, для осуществления «адресности» при выявлении проблем жизнедеятель­ности.

В социальную диагностику все чаще включают такие методы, как:

· информационное обследование конкретного со­циума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфра­структуры, численности, составе и динамике местного населе­ния и т.д.;

· социально-исторические обследования, в том числе изу­чение истории заселения и освоения данной территории, про­цессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.

· информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов элект­ронных средств информации;

· социальное картографирование, т.е. сбор показателей, харак­теризующих зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символи­ческую и реальную ценность. Социальная карта является эф­фективным инструментом для выявления пространственной картины размещения населения, территорий, интенсивно посе­щаемых гражданами, районов социальной напряженности и т.п.

Среди методов диагностирования личности следует выде­лить:

наблюдение;беседу;
анкетирование;экспертную оценку;
социометрию;мониторинг;
тестирование;биографический;
историко-генетические;структурно-функциональные;
структурно-функциональные.

Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разно­видности наблюдения.

Например, слово является показателем, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать мимику, жесты, позу, усиление голоса, выраже­ние лица, глаз, улыбку.

Опытный человек может по ним судить о чувствах, мыслях и намерениях собеседника.

Беседа в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуни­кации.

Основное требование, которому должен соответ­ствовать социальный работник-диагност, – это умение распо­лагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться ис­кренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков.

Основные условия, обеспечивающие ус­пех беседы:

· умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой;

· создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

· искусное использование методов убеждения и внушения.

Анкетирование – это метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Стандартизированная анкета состоит из набора утвержде­ний, с содержанием которых испытуемый может либо согла­ситься, либо не согласиться.

Метод экспертной оценки – это опрос экспертов путем ан­кетирования и интервьюирования. Иногда социальная про­блема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследова­ния.

Социометрия – это метод опроса для математи­ческой обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых ин­дексов.

Мониторинг – это организация постоянного отслежива­ния информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения.

Методы тестирования разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные; количественные и каче­ственные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагнос­тического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемо­го явления.

В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте ее истории и перспектив развития индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми.

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру. Начальным этапом его всегда является жалоба кли­ента, заявление сотрудника органа ох­раны порядка, педагога, т.е.

появление социальной проблемы. Индивид мо­жет не осознавать ее наличия.

Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех кли­ентов, которые обратились в учреждение социального обслужива­ния.

В функции территориального центра входит выявление социальных про­блем на подведомственной территории. Практика показыва­ет, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социаль­ного анализа.

Поэтому следующий этап диагностического процесса – сбор и анализ данных о социальной ситуации.

На этом этапе специалист использует историко-генетические и структурно-функциональные исследовательские методы.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента.

Структурно-функциональные методы диагностики предпола­гают получение данных о текущем состоянии социальной пробле­мы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы.

На этом этапе специалист может прибегнуть к использова­нию инструментальных методов, групповых диагностических ме­тодик.

Психология, социальная психология, прикладная социо­логия располагают целым арсеналом методик, которые позволят получить соответствующую информацию об индивиде и его со­циальной ситуации.

Как правило, собранные данные редко бывают непротиворе­чивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию. В каждом конкретном случае имеется набор нескольких типов со­циальных проблем.

Поэтому в ходе наиболее важного этапа – по­становки социального диагноза – специалист не просто делает за­ключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиен­та, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от ко­торой зависит решение всех других вопросов.

Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаи­модействия обнаружатся факты, которые заставят если не пере­смотреть, то скорректировать сделанное заключение.

Разрешение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или отодвинуты на задний план.

Поэтому социальная диагностика, как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней, осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному человеку.

Социальная диагностика относится к наиболее общим комп­лексным социальным технологиям, использующимся на всех эта­пах социальной работы и социального обслуживания. Овладение навыками, позволяющими зани­маться диагностической деятельностью, относится к числу необ­ходимых умений специалистов по социальной работе.

Источник: http://libraryno.ru/2-2-2-diagnosticheskie-metody-v-social-noy-rabote-tehn_soc_rab/

5.2

Требования к методам социальной диагностики

Эти и другие требования реализуются в диагностике с помощью использования специальных приемов и методов. Они могут быть разными и применяться в зависимости от конкретных целей и задач исследования. Среди них: — методы статистического структурного анализа; — методы измерений; — моделирование (конструирование); — прогнозирование.

В своей совокупности все эти методы составляют определенную систему.

      Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекания его деятельности.

Социально-педагогический надзор требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать за всеми внешними проявлениями (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно толковать их социальное значение.

Изучение поведения ребенка в мікросоціумі не сводится к случайных надзора над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть истинные черты лица и закономерности ее становления.

Наблюдения обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед спестереженням необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

      Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировка информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, что является важным способом проникновения во внутренний мир человека и понимание ее затруднений.

Успех беседы зависит от заранее установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Начала беседы предшествует краткое вступление, где высказываются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы простейшие, нейтральные по значению.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине беседы. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться объяснениями, переключениями внимания.

      Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса клиентов. Анкета может быть рассчитана на получение материала, что касается или непосредственно испытываемой, или другого лица. Анкетный материал раскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Употребление анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, поскольку словесные высказывания о эмоции и желания — не эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирование большое значение имеют нормальное самочувствие клиента, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытания, доверие к исследователя. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, что касается мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопрос: — о фактах сознания (выявление мнений, предпочтений, ожиданий, планов на будущее и т.п.). Будь-яка выражена при этом мнение оценивающей мнением и носит субъективный характер; — о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности); — социально-демографического характера (вопрос, что проявляют пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение); — на выявление уровня информированности и знания (вопрос экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от клиента определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами). По форме вопросы могут быть: — закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); — открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому с помощью открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); — прямыми; — косвенными.

      Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному клиенту. Интервью организуется и направляется так, чтобы максимально приспособить вопрос к возможностей ответственный. Требования к организации интервью:

— проведение интервью в привычных для человека условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашний или рабочий обстановка); — определение достаточного количества времени; — устранение или уменьшение влияния третьих лиц; — формулировки вопросов, рассчитанное не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль). Виды интервью:

      · свободное интер'ю (проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, формулировка которых зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается статистической обработки; информация ценна и интересна своей уникальностью);

      · фокусирующее интервью'ю (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомятся с предметом беседы, вопрос также готовят заранее; каждый вопрос обязательное, хотя их последовательность может меняться);
      · формализованное интервью'ю (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);
      · стандартизированное интервью'ю (преобладают закрытые вопросы);
      · интервью'ю с открытыми вопросами (по тем более затратная форма исследования).
      Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых оказывается информация, что отражает знания, мысли, ценностные ориентации и установки клиентов, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема требует оценки компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опыт лиц именуется экспертным, а результаты опросов — экспертным оценкам. Процедура опроса экспертов может быть очным или заочным. Одна из простейших форм экспертного диагноза — обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции с дискутуючого вопрос. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» — не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль: · «генератор идей» — активно выдвигает всевозможные предположения о диагностировано явление; · «селекторы» — оценивают и отбирают наизначащие идеи, выдвигаемые «генераторами идей»; · «стимуляторы» — стимулируют «генераторов идей» к выработке различных формулируя все новые и новые предположения; · «регуляторы» — следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотического характера, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга; · «президент «круглого стола» — удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии. Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более-менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме.

Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного прогноза. Заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода:

      — первый опрос экспертов; — обобщение результатов; — сообщение итогов; — повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты или подтверждают свою точку зрения, высказанную на первом этапе, или меняют свою оценку согласно мнению большинства. Данная схема повторяется 3 — 4 раза, пока не производится согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей позиции.

      Параметрический метод заключается в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами является «социальным эффектом» (реабилитационный, корректирующее и т.п.) и результатом, что свидетельствует об эффективности использования средств, методик и т.п.

      Метод оценки эффективности (МОЕ) имеет разновидности: а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов; б) параметрический метод, с помощью которого проводится сопоставление (сравнения) того, что установленное клиенту за нормами, нормативами и стандартами, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности; в) сочетание первого и второго вариантов. МОЕ весьма прагматичный, поскольку позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, подавать их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности. При использовании данного метода возможно распределение факторов эффективности на три группы: 1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой системы, структурной единицы (верхние, внешние или “чужие”); 2) факторы, реализация которых зависит от данной системы, структурной единицы (внутренние); 3) что находятся на грани внешних и внутренних факторов.

      Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

— по степени персонификации — на личные и безличные; — в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные; — за источником информации — на первичные (включая данные, полученные на основе прямого надзора или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающих первичные документы). По надежности информации официальные документы более надежные, чем неофициальные, а личные более надежные, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоисточник, поскольку надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение и оценочной информации относительно события, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, выяснения общей обстановки, в которой составлен документ. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие: — учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и требует контроля за помощью наблюдений и опросов; — отдельные блоки информации очень быстро устаревают; — цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, информация, содержащаяся в документах, не является переработанной, переосмисленою; — подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивы, ценностные установки, направленность человека.

      Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: развития, общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др.

Большинство тестов включает инструкцию для клиента по выполнению задач, сами задачи, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения тому, кто “читать” тест, инструкцию по повторному выводу.

      Биографический метод- один из методов, которые часто используются в социальной педагогике. Предпочтение отдается “социальным биографиям”, которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека до тех социальных процессов, социально-психологических ситуаций, в которые он был включен косвенно или напрямую. Существуют различные источники биографических данных: — направлены интервью; — свидетельства родственников; — различного рода переписка; графии; автобиографические фрагменты; — сообщение о своей жизни в целом, о отдельные этапы жизни или каких-нибудь родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-нибудь социальные группы. При использовании метода “социальных биографий” следует учитывать два момента: — “эффект дистанции” (после определенного времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни); — необходимость анализа получаемой от индивида информации, поскольку вытянутое с нее значение, как правило, не совпадает с тем, который в нее изначально вложил субъект. Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).

Действенными есть и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др.

Источник: https://banauka.ru/1304.html

SocioDone

Требования к методам социальной диагностики

Кроме описанных методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку.

Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным.

Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

— умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

— создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

— искусное использование методов убеждения и внушения. Анкетирование — метод сбора статистического материала

путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Другие материалы:

Личностный дифференциал
Ни один вывод не может быть сделан на основе только одного теста, поэтому я использовала ещё один тест «Личностный дифференциал». Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформиро …

Трудовой компромисс
Экономисты институционального толка ищут объяснения оппортунистическому поведению исполнителей в недостатке у руководителей надлежащей информации, что не позволяет им эффективно контролировать это поведение. Не думаем, что степень информи …

Демографическая политика Казахстана и социологическое развитие семьи
Демографическая политика составляет основу внутренней политики любого подлинного независимого государства. Для одних является актуальной угроза перенаселения (Китай, Индия, Египет и др.), для других — недонаселенность (Австралия, Канада, …

Источник: http://www.sociodone.ru/codos-1115-1.html

Адвокат 24