Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза ребенка после развода родителей

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

   Данная экспертиза может быть проведена как комплексная или однородная.

   Если ребенок или родители имеют психическое заболевание или состояние, ограничивающее психический статус, то необходимо провести комплексную психолого — психиатрическую экспертизу.

  Если все психически здоровы, то для производства экспертизы достаточно компетенции психологов.

   Если поставлены вопросы относящиеся к компетенции педагога — в комиссию может быть включен педагог-психолог.

   Важно понимать, что специалист в процессе экспертизы детско-родительских отношений могут исследовать только вопросы, находящиеся в их компетенции. И соответственно формировать выводы по результатам экспертизы. При этом надо помнить, что экспертиза детей должна проводится экспертами компетентными не только в детской психологии, но и в психологии семьи, а также судебной экспертологии.

   Если эксперт вышел за рамки своей компетенции, то Заключение может быть признано недопустимым доказательством. Чаще всего Заключение эксперта признают недопустимым доказательством по итогам рецензирования.

  • Детей, как правило не младше трех лет. Но в некоторых случаях могут быть исключения. Родителей и лиц их заменяющих, например опекунов.
  • Иных родственников, например дедушек, бабушек, братьев, сестер и т.д.
  • Иных взрослых лиц из числа ближайшего окружения ребенка. Например, в отношении отчима, мачехи, их близких родственников. 

    В процессе экспертизы детско-родительских отношении помимо детей обследуются также родители. Экспертиза детей, как правило, занимает столько же времени, сколько и экспертиза родителей.

Однако непосредственное психологическое или психолого-психиатрическое обследование взрослого занимает больше времени, чем диагностика ребенка.

Психология семьи это нематериальные условия, определяющие место жительства ребенка после развода родителей. 

   Когда суд устанавливает место жительства ребенка учитываются условия по предполагаемому месту жительства, взаимоотношения ребенка и других родственников там проживающих. Место жительства ребенка устанавливается в судебном порядке если родители не смогли договориться друг с другом. 

   В ходе разбирательства в суде предполагаемое место жительства ребенка обследуют органы опеки и попечительства. Данные этого обследования учитываются экспертами в ходе производства экспертизы.

   Когда суд устанавливает порядок встреч ребенка с отдельно проживающим родителем учитывается не только отношение ребенка, но и его социальная активность. Например секции, внешкольные уроки и возможность заниматься спортом, иные увлечения ребенка.

  • место жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей;
  • порядок и частоту встреч с отдельно проживающим родителем;
  • порядок и частоту встреч с отдельно проживающим родственником;
  • наличие и величину вреда психическому здоровью или психологическому состоянию ребенка;
  • психическое (психологическое) состояние лица, претендующего на роль усыновителя (удочерителя);
  • психическое (психологическое) состояние ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
  • психическое (психологическое) состояние родителя по делу о лишении родительских прав;
  • психическое (психологическое) состояние родителя по делу о восстановлении родительских прав;
  • иные вопросы, касающиеся прав несовершеннолетнего лица.
  • Адвокатский запрос;
  • Письменное обращение органа опеки и попечительства;
  • Письменное обращение представителей органов государственной власти;
  • Письменное обращение Департамента Здравоохранения города Москвы;
  • Договор оказания услуг юридическому лицу;

По запросу физического лица:

  • Договор оказания услуг физическому лицу;
  • Договор оказания услуг представителю физическому лицу.
  • Определение суда о назначении судебной экспертизы;
  • Постановление органа следствия о назначении судебной экспертизы;
  • Постановление органа дознания о назначении судебной экспертизы;
  • Определение о назначении экспертизы должностного лица, ведущего производство по делу об одминистративном правонарушении.

    В соответствии с действующим процессуальным законодательством срок производства судебной экспертизы не должен превышать 30 суток. В исключительных случаях он может быть продлен до двух месяцев. Экспертиза родителей проводится в те-же сроки, что и экспертиза детей.

   В Учреждении судебной экспертизы срок производства амбулаторной комплексной экспертизы ребенка и детско-родительских отношений, а также экспертиза детей по иным вопросам, составляет не более 10 рабочих дней с момента первичного обследования подэкспертного лица.

   В некоторых случаях возможно проведение экспертизы в срочном порядке, но не менее 5 рабочих дней.

    Стандартная стоимость услуг судебной (внесудебной) комплексной экспертизы экспертизы ребенка и детско-родительских отношений умеренной сложности составляет 30 000 рублей с составлением заключения в отношении одного лица. 

   Если по  одному делу проводится экспертиза двух и более лиц — предоставляется скидка 20%.

   В некоторых случаях стоимость экспертизы может варьироваться в зависимости от сложности как в сторону уменьшения, так и повышения. Основными критериями цены является сложность экспертной задачи и количество эксперто-часов, затрачиваемых на ее решение.

Источник: https://www.sppe.moscow/expertiza-rebenka

Экспертиза детей | Центр специальных исследований и экспертиз | Москва

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

    Необходимость в проведении судебной экспертизы ребёнка и детско-родительских отношений возникает, как правило, в тех случаях, когда в семью приходят конфликты и склоки, когда муж с женой разводятся и не могут достигнуть договоренности о месте проживания своего ребенка и (или) о месте и порядке встреч ребенка с тем родителем, который с ребенком не проживает.

  Цель любой экспертизы помочь суду разобраться с вопросами требующими специальных знаний психолога и педагога. Однако просто психологических знаний при этом недостаточно. 

     Психолог должен владеть также юридическим понятийным аппаратом, чтобы его Заключение было ясным и понятным для суда и других участников судебного разбирательства. Основное требование к Заключению эксперта — психологическая экспертиза и ее выводы должны быть объективны, научны и понятны суду и участникам процесса.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений и интересов ребенка

    Психологическая экспертиза детско-родительских отношений и исследования ребёнка обычно проводится для того, чтобы: 

  • установить, к кому ребёнок психологически привязан в большей степени; 
  • установить, с кем изъявляет желание проживать после развода и какими психологическими факторами это желание обусловлено;
  • установить имеются ли у ребенка признаки психологического вреда, нанесенного ему кем-либо;
  • установить наличие факторов риска в вариантах проживания с отцом или матерью;
  • исследовать степень внушаемость ребенка, его психологическую зависимость от каждого родителя.

   Также в ходе проведения психологической экспертизы ребёнка возможно установить, насколько часто он хочет встречаться с родителями, имеет ли какие-либо психологические травмы, как и в какой степени отражается на психологическом состоянии ребёнка негативное влияние со стороны кого-либо из ближайшего окружения несовершеннолетнего.

из числа ближайшего окружения несовершеннолетнего ребенка

    Экспертиза родителей, а также иных лиц из числа ближайшего окружения ребенка обычно проводится в тех случаях, когда у суда или у участников судебного процесса есть основания полагать, что кто-либо из родителей оказывает негативное влияние на несовершеннолетнего или имеет психологические или психиатрические противопоказания к самостоятельному воспитанию или общению с ребёнком.

   Также бывает необходимость в выяснении отношений ребенка с другими родственниками. Например, с бабушками, дедушками, братьями и сестрами, мачехой или отчимом.

    Обычно данная экспертиза назначается в том случае, когда необходимо изучить психологический климат и отношения по предполагаемому месту жительства ребенка.

      Указанные психологические экспертизы могут быть как судебными, так и внесудебными, инициативными. Исследования психики ребенка и родителей может преследовать различные цели. Но чаще всего их проводят для использования в правовом споре между разводящимися родителями.

      Принципиальное отличие между ними состоит в том, что судебными называются только те, которые назначены Определением или Постановлением суда, следствия, дознания или лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.

     Если указанный перечень должностных лиц экспертизу не назначал, то любая проведённая экспертиза будет внесудебной, или досудебной.

   Судебные психологические и психолого-педагогические экспертизы проводятся чаще всего в случаях правового спора об определении места жительства ребенка и порядка общения с отдельно проживающим родителем. Иногда они могут быть проведены и по уголовным делам по факта нанесения вреда ребенку.

         Проведение психологической экспертизы в гражданском процессе по делам о разводе обусловлено требованиями, содержащимися в Семейном Кодексе Российской Федерации.

       Судебную экспертизу после её проведения суд принимает, как правило, в обязательном порядке.

    Исключение составляют Заключения эксперта, составленные не по установленной форме или с нарушением закона.

  Поэтому при выборе экспертного учреждения следует выбирать то, которое специализируется на производстве психологических экспертиз.

   В принятии внесудебной экспертизы суд может без объяснения причин отказать, хотя на практике это бывает очень редко: обычно в тех случаях, когда экспертиза проведена некомпетентными экспертами или с грубыми нарушениям законодательства.

      9 Шагов для того, чтобы Заключение судебной экспертизы попало в суд

1. Решить для себя: Что Вы хотите доказать в суде? Для чего Вам Заключение экспертизы?

2. Получить консультацию эксперта. 

3. Определиться с экспертным учреждением.

4. Заключить с экспертным учреждением Договор.

5. Поставить вопросы перед экспертизой (с помощью нашего эксперта-психолога).

6. Назначить экспертизу и сроки её проведения.

7. Провести очное обследование.

8. Получить Заключение экспертизы.

9. Предоставить его в суд!

Кому и как назначить судебную психологическую экспертизу?

      Если Вы хотите назначить психологическую экспертизу через суд, то Вам необходимо обратиться с ходатайством к судье. В ходатайстве необходимо указать сведения об экспертном учреждении и изложить свои вопросы экспертам.

Желательно к ходатайству приложить справку из экспертного учреждения о возможности проведения экспертизы.

Если суд удовлетворит Ваше ходатайство, то в определении суда о назначении экспертизы, как правило, к вопросам, поставленным Вами, будут добавлены вопросы, поставленные судом и Вашими оппонентами по судебному заседанию.

       После производства экспертизы Заключение будет направлено напрямую в суд независимо оттого, устраивают Вас результаты экспертизы или нет.

       Если Вы инициативно напрямую обратились в экспертное учреждение для производства психологической экспертизы, то, как правило, руководитель экспертной организации или ведущий эксперт оказывает помощь в формулировании Вами вопросов, консультирует о возможных последствиях прояснения вопросов судебной экспертизы. После проведения экспертизы у заказчика остаётся возможность часть из поставленных вопросов снять или добавить новые. Кроме того, заказчик экспертного исследования самостоятельно решает, предоставлять указанную экспертизу в суд или нет.

Кто имеет право проводить психологическую экспертизу?

        Требования к судебным экспертам, в том числе к экспертам, проводящим психологическую экспертизу и психолого-педагогическую экспертизу, чётко регламентированы ГК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, а также Федеральным Законом 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

        В частности, судебный эксперт должен обладать компетен-циями, дающими ему возможность проведения исследований и дачи заключения по вопросам, разрешение которых требует зна- ний в области психологической и педагогической наук в целях уста- новления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретно- му делу. В зависимости от вопросов, поставленных перед экспер- тизой, к ней могут привлекаться социальные, клинические или специальные психологи, педагоги, психиатры, врачи, филологи и лингвисты.

        Очень важно, чтобы хотя бы один из экспертов прошёл обуче- ние и имел сертификат соответствия по экспертной специальнос- ти 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека», утверждённой Приказом Минюста России от 27.12.2012 №237.

        С учётом этих требований, судебным экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными знаниями и в установ- ленном порядке назначенное для производства судебной психо-логической экспертизы ребёнка, родителя, опекуна или детско-родительских отношений.

Звоните по телефону

8 (495)-118-31-03

или пишите по форме обратной связи

Заполняя данную форму и нажимая на кнопку, 

Вы принимаете Положение и Согласие на обработку Ваших персональных данных.

является экспертом первого канала Российского телевидения

Проконсультироваться с судебным экспертом-психологом по вопросам проведения психологической экспертизы ребенка, родителей или

детско-родительских отношений

можно по телефону:

8 (495)-118-31-03

Получить письменный ответ на Ваш вопрос можно, послав запрос на электронную почту:

v@psy-expert.ru

Психологические экспертизы детей и родителей проводятся по адресу:

125009, г. Москва,

ул. Тверская, д.20, стр.1,  

станции метро :

Пушкинская, Тверская, Чеховская

Источник: https://www.expertiza-rebenka.com/

Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (144ч). Дистанционное обучение

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Заявка на консультацию
НИИДПО. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования (Посмотреть все программы [517])
Уровень образованияПовышение квалификации
Форма обученияДистанционная(Заочная форма обучения с применениемдистанционных образовательных технологий)

Описание программы:

Определить особенности внутрисемейного взаимодействия родителей и их несовершеннолетних детей, узнать личностные характеристики родителей, претендующих на воспитание детей после развода, понять отношение ребёнка к матери и отцу помогает психологическая экспертиза. Подготовка специалистов, способных качественно проводить такую экспертизу, цель курса.

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Изучить основы и методологию проведения данной экспертизы.
  • Освоить технологии анализа психического состояния несовершеннолетних, являющихся субъектами судебных споров.
  • Научиться проводить психологическое исследование супругов-родителей.
  • Научиться готовить экспертное заключение.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 8 недель (144 часа).

Вы узнаете и научитесь

В рамках курса будут изучены вопросы:

  • Исследование психического состояния человека в судебной практике и вне её: условия и формы проведения, цели.
  • Принципы, методы, этапы проведения судебно-психологической экспертизы.
  • Способы и формы разрешения правового спора.
  • Направления проведения судебно-психиатрической экспертизы в гражданском судопроизводстве.
  • Индивидуально-психологические особенности родителей. Стили воспитания.
  • Влияние межличностных конфликтов супругов на процесс воспитания детей.
  • Дети как объект судебных споров.
  • Цели проведения экспертизы детско-родительских отношений.
  • Методики и процедура психологического исследования семьи.
  • Интерпретация экспертных данных и подготовка экспертного заключения.

Результаты и перспективы

  • Имея высшее психологическое образование и повышение квалификации, вы готовы проводить психологическую экспертизу семейных отношений.
  • Вы понимаете особенности анализа психического состояния детей в судебных спорах.
  • Вы знаете требования , структуре и процедуре подготовки экспертного заключения.

Применение результатов обучения

Цель экспертного исследования детско-родительских отношений – выявить возможное отрицательное влияние психических особенностей одного или обоих родителей на психическое состояние и развитие ребенка.

Втягивание ребенка в конфликт между родителями наносит ему тяжёлую психологическую травму.

Вынудить ребенка принять чью-либо сторону в этом конфликте означает лишить его возможности общаться с другим родителем, что не допустимо.

Повышение квалификации даст вам возможность проводить качественные профессиональные психологические исследования и готовить экспертные документы.

Учебный план программы повышения квалификации
«Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений»

Срок обучения: 8 недель.

№ п/пНаименование модулей и темОбщая трудоемкость, в акад. час.Работа обучающегося в СДО, в акад. час.Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
ЛекцииПракти-ческие занятия и тести-рование
Модуль I. Судебно-психологическая экспертиза
1.Введение в судебно-психологическую экспертизу1046З
2.Правовые и организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе1257
3.Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования1257
Модуль II. Анализ психического состояния детей как объектов споров
4.Теоретический анализ типовых ситуаций судебных споров1257З
5.Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве1257
6.Клинико-психопатологический анализ психического состояния детей — объектов судебных споров1257
Модуль III. Психологическое исследование родителей
7.Теоретические аспекты содержания психологического исследования родителей18810З
8.Практический аспект психологического исследования родителей18810
Модуль IV. Методология написания экспертного психологического заключения
9.Научно-методические основы написания экспертного психологического заключения18810З
10.Структура экспертного психологического заключения18810
Итоговая аттестация2Итоговое тестирование
ИТОГО144
Заявка на телефонную консультацию приемной комиссии «НИИДПО. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» (г. Москва) по программе «Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (144ч)».

Источник: http://bakalavr-magistr.ru/course/sudebnaya-vnesudebnaya-ehkspertiza-niidpo

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Судебные разбирательства, затрагивающие брачно-семейные отношения, относятся к таким гражданским и уголовным делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний.

При рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, к числу обстоятельств, необходимых для установления относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; возраст детей, особенности их развития; характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребенком; отношение детей к родителям; положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка.

Основная цель экспертизы детско-родительских отношений — диагностика возможного негативного влияния индивидуально-психологических особенностей родителей (или другого воспитателя) на психологическое состояние и особенности психического развития ребенка.

Согласно ч.1 ст.

66 СК РФ право родителя, проживающего отдельно, на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребёнка образования» может быть реализовано только в том случае, «если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию». Во избежание судебных ошибок, имеющих колоссальное значения для судьбы каждого малолетнего целесообразно выяснение всех обстоятельств гражданского дела по вопросу о месте проживания ребёнка/порядке встреч, в том числе

Правовая нормаПравовые категорииПсихологические и клинические категории
Ст.65 СК РФНравственные и иные личные качества родителяИндивидуально-психологические особенности родителя; психические расстройства родителя
Ст.65 СК РФСт. 66 СК РФВозможность родителя создания условий для воспитания и развитияНепричинение вреда психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию вследствие общения с ребёнкомВозможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребёнка

Указанные обстоятельства являются психологическими, поэтому при рассмотрении гражданских дел, связанных со спорами о праве на воспитание детей, в ряде случаев необходимо применение специальных знаний. Судебные психологи (эксперты, специалисты) могут помочь выяснить ряд обстоятельств, необходимых для вынесения судебного решения.

Так, наряду с решением прочих вопросов, специалисты в области психологии могут дать оценку влияния на детей, их психическое состояние и развитие поведения родителей, сложившейся между родителями конфликтной ситуации, а также оценить привязанность ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и психического развития, динамики семейного конфликта.

Судебным психологам, занимающимся экспертными исследованиями брачно-семейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них, известен тот факт, что зачастую в таких ситуациях между родителями, при отсутствии соглашения по данному вопросу, складываются конфликтные отношения.

При этом они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком.

Поэтому к моменту судебного разбирательства ребенок, как правило, уже длительное время находится в психотравмирующей ситуации, что находит отражение в его поведении, высказываниях, а также негативно влияет на его эмоциональное состояние, психическое развитие в целом

Ребенок, втянутый в конфликт между родителями, оказывается в так называемом конфликте лояльности, который предъявляет ребенку слишком большие требования и наносит вред его психическому развитию.

Родители сознательно или бессознательно ищут в детях союзников – создавая два противоборствующих лагеря, супруги вынуждают ребенка принять чью-либо сторону, выбрать, с кем быть.

Вместе с тем известен тот факт, что необходимым условием для благоприятного психологического и эмоционального развития любого ребенка является регулярное общение с обоими родителями, а также наличие стабильных условий воспитания.

Ограничения в контактах с отсутствующим родителем часто сопровождаются попытками опекающего родителя сформировать у ребенка негативный образ другого родителя путем искажения и представления односторонней информации о нем и мотивах его поведения.

Стремление одного родителя привлечь ребенка на свою сторону, очернить в его глазах другого родителя, приписать ему желание причинить вред, обвинить в пренебрежении физическим и душевным благополучием ребенка квалифицируется зарубежными исследователями как «синдром родительского отчуждения».

В результате такого влияния ребенок уже самостоятельно начинает демонстрировать исключительно позитивные чувства по отношению к одному родителю и чувства ненависти и враждебности – к другому, отказывается от контактов с отдельно проживающим родителем без достаточно веских причин. Однако становится очевидным, что зачастую такое поведение ребенка обусловлено влиянием одного из родителей и желанием ребенка избежать непереносимых противоречивых чувств, возникающих по отношению к обоим родителям и к ситуации в целом.

Ситуация оказания давления на ребенка со стороны одного из значимых для него взрослых приводит к развитию эмоциональной напряженности, повышенной тревожности, отсутствию чувства безопасности, вплоть до подсознательного страха перед наказанием за поведение, не соответствующее ожиданиям родителей [7].

Известен тот факт, что ребенок, проживая с одним из родителей, неосознанно усваивает его отношение к другим лицам, вовлеченным в конфликт (другому родителю, бабушкам, дедушкам и прочим родственникам).

Такое неосознанное принятие позиции значимого взрослого блокирует проявление истинных чувств, которые ребенок испытывает к родителю, не включенному в тот момент времени в круг лиц, постоянно взаимодействующих с ним.

Зачастую в таких ситуациях дети активно декларируют, на словах сообщают о своем отрицательном отношении к одному из родителей (обычно к тому, с кем ребенок на данный момент не проживает), однако, как показывает экспертная практика, психологическое исследование выявляет при этом эмоциональную привязанность, принятие «отвергаемого» родителя, позитивное к нему отношение, потребность в эмоциональной близости, общении с ним.

С десятилетнего возраста ребенка решающее значение при решении вопроса о его местожительстве придается его желанию, однако искренность этого желания зачастую возможно определить лишь в процессе целенаправленного психологического исследования.

Так, конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния – чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности.

Для выявления их подлинного отношения к каждому из родителей необходима специальная работа психолога, компетентного в данных вопросах.

На протяжении 19-20 вв. проводились исследования различных психологических особенностей детей применительно к оценке их способности давать показания, а также предпринимались попытки выделения критериев достоверности или недостоверности детских показаний.

При этом изучались особенности восприятия и способности к воспроизведению информации, влияние  внушения на детские показания. В детском возрасте особенно ярко могут выступать возможности искажения информации. Причины такого возможного искажения кроются в особенностях детской психики.

Известно, что детям (в том числе и младшего школьного возраста) свойственна более высокая внушаемость по сравнению со взрослыми. Окружающие путем пассивной или активной индукции могут воздействовать на ребенка, навязывать ему свое мнение вплоть до полной замены высказываний [5].

Также дети обладают признаками повышенной конформности, которая, в первую очередь, проявляется в стремлении угодить значимому взрослому, поступать так, как от него ожидают. Они склонны соглашаться с мнением значимого окружения, чувствительны к эмоциональной составляющей коммуникации, поэтому хорошо чувствуют, какого ответа от них ожидает взрослый.

Они подчиняемы и подвержены влиянию со стороны значимых для них взрослых, при этом у них недостаточно сформированы способности к полной, всесторонней, критической оценке происходящих событий, прогнозу последствий своих действий, ограничены возможности осмысления событий при их восприятии, они не всегда способны к самостоятельному принятию решений.

Процедура проведения судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений включаетв себя несколько этапов:

1. Изучение экспертов всех материалов гражданского дела

2. Каждый член семьи (мать, отец, ребёнок) проходит индивидуальное обследование (беседа и тесты) на предмет индивидуально-психологических особенностей, родительских стилей воспитания и уровня развития ребёнка, его действительного отношения к родителям и пробы на совместную деятельность ребёнка с каждым из родителей.

3. Обработка полученных данных и составление экспертного заключения.

Список использованной литературы:

  1. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей: Методические рекомендации. – М., 2004. .
  2. .Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. – М.: Генезис, 2-10. – 352с.
  3. Кудрявцев И.А., Морозова М.В. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (Пособие для врачей). – М., 1996. — 20 с.
  4. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический аспекты). Методические рекомендации. – Москва, 2004. с. 28.
  5. Морозова М.В. Возрастная специфика экспертной оценки способности детей давать показания по уголовным делам//Судебная психиатрия. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних /Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. Выпуск 5. – Москва, 2008. – С. 111-125.
  6. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (психологический аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1995. — 24 с.
  7. Нахабедян С. А. // Судебная экспертиза в Южном федеральном округе. Информационно-аналитический бюллетень. — № 1. Ростов-на-Дону, 2007. С. 57-61.
  8. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б. Судебно-психиатрическое значение возрастных особенностей и психических расстройств у потерпевших и свидетелей//Руководство по судебной психиатрии/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. — Москва, «Медицина», 2004. — С. 303 – 320.
  9. Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе//Медицинская и судебная психология. Курс лекций/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. – Москва, 2004. С. 577- 586.
  10. Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. — М., 1997.
  11. Терехина С.А., Дозорцева Е.Г. Разрыв эмоциональных связей между детьми и родителями в ситуации развода//Практика судебно-психиатрической экспертизы. Сборник № 48/Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. — М., 2010. – С. 160 – 173.

Источник: https://www.b17.ru/article/78843/

Экспертиза детско-родительских отношений

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями.

Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями.

Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей.

Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы.

Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта.

Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье.

Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним.

Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик.

Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом.

Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение».

Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок…». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки.

Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям.

Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека.

Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому.

Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы.

Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов.

    К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования.

    Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.

  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе.

    Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.

  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями.

Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.

    )?

  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-detsko-roditelskikh-otnoshenii/

Адвокат 24