Росгосстрах осаго отозвана лицензия

Как ОСАГО разорило «Дальакфес» и почему автостраховщикам невыгодно работать с Приморьем – Новости Владивостока на VL.ru

Росгосстрах осаго отозвана лицензия

Компания «Дальакфес» долгие годы оставалась единственным региональным игроком на рынке страхования Приморского края и не только в сфере автогражданской ответственности. Давно канули в лету «Защита-Находка», «ДАСК», «Дальсаор» и «Дальстар». Отзыв лицензий на все виды страховок у «Дальакфеса» ознаменовал окончание эры регионального страхования в Приморье.

Сегодня из регионалов-соседей в Приморье остался лишь «Дальлесстрах», главный офис которого находится в Хабаровске, и «СТЕРХ» из Якутии (4,47% рынка ОСАГО в Приморье). «ДальЖасо» фактически является дочерней структурой «ЖАСО» – страховой компании РЖД.

Все они стараются максимально далеко отойти от ОСАГО и полисы оформляют редко или не оформляют вообще. У страховой компаний «ХОСКА» из Хабаровска (доля рынка ОСАГО в Приморье – 1,62%) буквально накануне выхода материала приостановлены все виды лицензий.

Ситуация на приморском рынке лишь вторит общероссийскому раскладу. В 2017 году с рынка ОСАГО ушло 11 компаний, шесть из них отказалось от лицензий добровольно. По данным РСА, в сегмента ОСАГО сейчас работает 59 страховщиков.

Почему ОСАГО стало невыгодным для страховщиков

Сегодня в нашей стране более 10 регионов с уровнем выплат, превышающим 100%.

Как замечает генеральный директор ООО «Страховое агентство «Бирюков и партнеры»» Сергей Бирюков, несмотря на то, что Приморье называют одним из «токсичных», то есть проблемных регионов, где практикуются мошеннические схемы, официальная статистика от РСА не включила наш край в десятку наиболее сложных субъектов федерации. В антирейтинге весь Южный Федеральный округ, за ним – Челябинская и Амурская области. Приморский край занял 15-ю позицию среди «токсичных регионов» России в сфере ОСАГО.

«По итогам 2017 года выплаты по ОСАГО превысили сборы в Приморье на 26%: на каждый собранный рубль страховщики выплатили 1 рубль 26 копеек страхового возмещения», – говорит председатель НП «Лига Финансовых институтов» Александр Ивашкин.

На первом месте стоит «Росгосстрах» с суммой 1,7 млрд рублей (компания выплатила приморским клиентам фактически в три раза больше, чем собрала), на втором месте «Дальакфес» с суммой выплат почти 577 млн рублей, на третьем «ВСК» – почти 342 млн рублей.

По итогам 2017 года у «Дальакфеса» оставался люфт в 255 млн рублей для выплаты долгов. Тогда как отчетность по выплатам хабаровского страховщика «ХОСКА» действительно балансирует на грани, разница по сборам и выплатам ОСАГО – всего 11,2 млн рублей, по данным insur-info.

Как разорился «Дальакфес»

В прошлом году, по информации Национального рейтингового агентства, «Дальакфес» занимал первое место по сборам ОСАГО в Приморье – 31,39%, их объем составил 822 799 000 рублей. «Росгосстрах» значительно уменьшил свою долю, доведя ее до 500 485 000 рублей (19,09% рынка), третью позицию по сборам занял «СОГАЗ» – 272 546 000 рублей и 10,4% – доля рынка в нашем крае. 

Именно неблагополучная ситуация с выплатами клиентам, имеющим полисы ОСАГО от «Дальакфеса», привела к тому, что в конце апреля нынешнего года Банк России отозвал у приморской компании лицензии на все виды страхования (ОСАГО, добровольное личное страхование, добровольное имущественное страхование) и назначил начальника отдела прекращения деятельности финансовых организаций Дальневосточного ГУ Банка России Максима Баянова руководителем временной администрации «Дальакфеса».

Генеральный директор приморской компании Людмила Брюхно, столь активно боровшаяся за свое детище, так и не смогла вывести «Дальакфес» из затянувшегося кризиса. По словам бывших сотрудников компании, руководитель последние годы «выбивала» из РСА очередную партию бланков, чтобы закрыть старые долги.

«Дальакфес» закономерно преобразовался в финансовую пирамиду. Полисы ОСАГО превратились в бумагу, которая приносит астрономические убытки. Как стало известно VL.ru, руководство «Дальакфеса» надеялось на изменение ситуации после выборов президента России, но чудо не случилось.

Планы о продаже бизнеса в пользу одной из крупнейших федеральных страховых компаний также не были реализованы.

Ряд экспертов полагают, что столь плачевному результату способствовали ошибки в управлении бизнесом, другие думают, что новые правила оформления е-полиса, которые позволяют клиенту из любой точки России приобрести подобную страховку и в дальнейшем использовать мошеннические схемы для получения возмещений, привели компанию к необратимым убыткам.

«При совершении так называемого неэффективного ДТП клиентов из другого региона толком никто не проверял, а представитель страховой компании физически не имел возможности присутствовать на другом конце страны. Представители страховщика в регионах лишь собирали документы и присылали их для выплаты ущерба, не отстаивая интересы своих визави в Приморье.

Огромные выплаты по 400 000 рублей, а затем пеня и штрафы пошли в первую очередь в «Дальакфес» из «токсичных регионов» – Краснодарского и Камчатского краев, Волгоградской, Ростовской и Челябинской областей, что привело к невозможности покрыть убытки в срок, а потом и вовсе расплатиться с клиентами», – делятся своим негативным опытом по взаимодействию с е-полисом бывшие сотрудники «Дальакфеса».

По мнению одного из бывших юристов компании, введение единой методики расчета убытков РСА также «утопило» компанию в долгах по ОСАГО. Как минимум для Дальнего Востока данная формула сыграла в минус. Превалирующее количество праворульных автомобилей, завезенных из Японии и Южной Кореи, закономерно ориентированы на запчасти со вторичного рынка.

Но по новой формуле ущерб детали считают по каталожной цене, а ее износ не должен превышать 50%. В итоге фара на Subaru Forester, цена которой на вторичном рынке равна 3000 рублей, по каталогу для страхового возмещения оценивается в 30 000 рублей.

Поэтому мошеннику стоит только разбить свою фару и получить как минимум 15 000 рублей, а затем приобрести такую же – за сумму меньшую в пять раз.

«Никакие автоюристы не стоят рядом с ребятами, которые специально бьют свои автомобили и на страховых выплатах поднимают реальные деньги.

Судебная практика показала: даже если двое участников аварии в сговоре, и камера наблюдения покажет, что ДТП стало следствием неэффективного управления, инспекторы ГИБДД признают данный случай как настоящее происшествие.

В итоге страховой компании приходится «чехлиться». Компания «Дальакфес» не смогла совладать с валом такого мошенничества», – рассказывает собеседник VL.ru.

Бывшие специалисты «Дальакфеса» говорят, что порой оказывались свидетелями дележа денег между пятью участниками ДТП после возмещения ущерба страховой компанией. «ОСАГО априори убыточно и для страховщиков, входящих в ТОП-5 на общероссийском уровне.

Доказывая случаи мошенничества по выплатам и предоставляя фото с японских аукционов, где были перед покупкой зафиксированы вмятины и другие недочеты в конструкции авто, юристы компаний указывают на идентичные повреждения при якобы случившемся ДТП уже в России.

Однако, в абсолютном большинстве случаев суды встают на сторону истцов и подобные доказательства в расчет не берут», – сожалеют собеседники VL.ru.

Что теперь делать клиентам «Дальакфеса»

Вместе с тем, несмотря на сложную ситуацию, сегодня клиенты с полисами ОСАГО от «Дальакфеса» защищены, сообщают в РСА.

Если договоры обоих участников ДТП заключены с «Дальакфесом», то потерпевший подает заявление о компенсационной выплате в РСА.

Если договор ОСАГО потерпевшего заключен с одной из действующих компаний, то работает (при соблюдении требований закона) система прямого возмещения убытков, и потерпевший получает возмещение от своего страховщика.

Подобное правило не действует для обладателей добровольного страхования здоровья, имущества и т. д. При наступлении страхового случая им теперь вряд ли компенсируют ущерб. Хотя и здесь существует оговорка: если клиент успевает заявить убыток до наступления банкротства, то данная выплата производится. «Дальакфес» пока банкротом не признан.

Сложности с оформлением е-полиса в Приморье

Как следствие сложившегося кризиса – более 80% жалоб на российских страховщиков в 2017 году, по информации Центробанка, касаются ОСАГО. Как итог – прямой или завуалированный отказ страховых компаний в продаже полисов ОСАГО в Приморье.

Страховые компании издали собственные внутренние правила и фильтруют клиентов, игнорируя законы официальные: меньше страхуют водителей с небольшим стажем и подержанные машины, ремонт которых дорого обойдется.

Страховщики выделяют для оформления полиса ОСАГО одного специалиста на весь край (иногородние должны лично приезжать во Владивосток на своем автомобиле), очередь на прием к нему может растянуться на две недели, а оформление полиса – на месяц.

Даже приобретение е-полиса превращается в «корриду» с официальными сайтами страховых компаний и сайтом РСА. 

«Уже сегодня, по экспертным оценкам, в связи со сложностями оформления полиса ОСАГО и его высокой стоимостью, по статистике РСА, в стране ездят без полисов ОСАГО до 6 млн водителей. И еще примерно миллион пользуется поддельными полисами.

Наша экспертная оценка – таких водителей в Приморье как минимум 27 000 человек! Правильнее было бы сразу сделать так, чтобы страхователь приобретал единый полис в рамках того, чем позволяют управлять водительские права. Например, легковой автомобиль до 200 л.с., мотоцикл до 50 л.с., скутер, велосипед.

И все это – независимо от того, кому принадлежит транспортное средство, каков опыт вождения страхователя и т. д. Именно так сделано во многих странах мира.

Далее мог быть задействован определенный механизм, в котором, например, к горе-водителю, каждую неделю совершавшему ДТП и приносящему убытки страховщику, применялось постоянное удорожание тарифов», – убежден Александр Ивашкин.

По мнению Сергея Бирюкова, не менее 30% добропорядочных страхователей приобретают полисы без проблем: «Как правило, такие автолюбители имеют безубыточный опыт взаимодействия со страховщиками и являются владельцами новых автомобилей от производителей, а значит, также покупают полис КАСКО. А остальные 70% – зона «войны». Ее участники – страховые компании, государство в лице контролирующего органа – Банка России, страхователи – то есть владельцы автомобилей, криминал в лице автоюристов и других околокриминальных элементов, работающих на стыке закона и того, что страховщики называют мошенничеством, не доказанным де-юре, но являющимся таковым де-факто. В итоге в некоторых регионах доля «бесполисных» автолюбителей достигает 50%. Эта психология ущербна, и люди не поймут свои ошибки, пока не «попадут» на стоимость своей квартиры».

К чему это приведет

Таким образом, изменения тарифов ОСАГО не избежать. К слову, цены на полисы на повышались с 2015 года. Изменение тарифов нужно, чтобы компенсировать убыточность в этом виде страхования, которое достигло в 2017 году 14,8 млрд рублей. Повышение тарифов должно отразиться на физической доступности полисов ОСАГО.

Центробанк планирует расширить «коридор» ОСАГО на 20% вверх и вниз нынешним летом. Водителей разделят по 50 категориям, тогда как сегодня ранжируют по пяти. Цена страховки будет зависеть от возраста клиента, его водительского стажа, модели автомобиля, экологических характеристик и т. д. Идея в том, что для одних автовладельцев ОСАГО будет стоить дороже, а для других – дешевле.

Эксперты предполагают, что в итоге базовый тариф может вырасти на 25-50%.

Александр Ивашкин, бывший директор по продажам приморского филиала крупнейшей в России страховой компании, который начинал внедрять ОСАГО в Приморье еще в начале 2000-х, видит такое решение: «Сегодня канал продаж и оформления электронного полиса – это всего лишь 15% от всех продаж ОСАГО в Приморье.

Остальное идет по старинке – через агентскую сеть или офисы продаж 35 компаний-страховщиков, работающих в Приморье.

Кроме того, Дальний Восток и Приморье в частности занимают настолько малую долю в бизнесе любого федерального страховщика, что им проще закрыть представительства в проблемном регионе, как сейчас это намерены делать в Приморье.

Могло бы, наконец, и государство вмешаться – просто взять и вывести ОСАГО из-под действия «Закона о защите прав потребителей». И не надо будет в очередной раз повышать стоимость полисов. Просто для автомошенников данный бизнес перестанет быть прибыльным.

Если наш край станет действительно проблемным, то на его территории можно будет ввести так называемого «Единого агента», когда в любом офисе страховой компании клиент обязательно купит полис ОСАГО, а вот какой компании – останется загадкой. Так как «Единый агент» работает со всеми страховщиками, имеющими лицензию по ОСАГО.

Возможно, пострадает сервис, но клиент точно не останется без полиса».

«Росгосстрах» отдает оценку ущерба на аутсорсинг

По информации VL.ru, «Росгосстрах» оптимизирует деятельность отдела по урегулированию убытков в сфере ОСАГО и фактически отдает на аутсорсинг претензионную деятельность в Приморье. На подобный шаг компания имеет право в рамках действующего законодательства. В качестве компании-партнера выбран ИП Мун Сергей Минсунович, офис которого находится на Выселковой, 38, стр. 2.

ИП будет проводить оценку ущерба и направлять заявления на выплаты. Но чтобы заявить о произошедшем ДТП с полисом ОСАГО от «Росгосстраха», необходимо сначала позвонить на горячую линию: 8 (800) 200‑99-77 или 8 (800) 200‑09-00. Данные о случившемся зарегистрируют и поставят в очередь на прием в ИП Мун.

В дальнейшем по единому телефону можно будет узнать время приема для оценки ущерба специалистами.

Некоторые эксперты считают, что таким образом Приморье покидает еще один крупный субъект страхования на рынке ОСАГО. Но просто так компания, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, покинуть субъект федерации не имеет права: как минимум нам предложат е-полисы ОСАГО на сайте «Росгосстраха».

Источник: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/05/23/170511/

Отозвали лицензию у страховой компании. Как получить страховку?

Росгосстрах осаго отозвана лицензия
Отозвали лицензию у страховой как получить страховку КАСКО?
Отозвали лицензию у страховой как получить страховку ОСАГО?Отзыв лицензии у страховой компании– это мера административного воздействия Центрального Банка Российской Федерации направлена на упорядочивание и систематизацию рынка страхования проявляющаяся в запрете осуществления деятельности в области страхования страховых компаний не соблюдающих законодательство данной сферы.Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Если у страховой компании отозвали лицензию, а Вы являетесь страхователем данной компании по полису КАСКО, то для получения страхового возмещения Вам необходимо совершить порядок действий, предусмотренный законом и правилами страхования. При этом с учетом отозванной лицензии страховой компании все действия необходимо совершить крайне оперативно.

Порядок действий для получения выплаты по КАСКО при отзыве лицензии у страховой

  • в страховую компанию подать письменное уведомление о наступлении страхового случая (направить ценным письмом с описью и уведомлением о вручении);
  • провести независимую экспертизу для определения размера ущерба;
  • составить досудебную претензию и направить ее с заключением эксперта в страховую компанию
  • подготовить пакет документов для подачи искового заявления в суд
  • составить ходатайство наложение ареста на счета страховой компании

Как Вы понимаете отозванная лицензия у страховой компании свидетельствует о серьезных финансовых трудностях.Ваша задача состоит в том, чтобы совершить ряд действий, увеличивающих вероятность получения страховой выплаты в такой ситуации, незамедлительно.

Как получить деньги со страховой компании по КАСКО, если отозвана лицензия?

После того, как суд вынес решение о взыскании в вашу пользу страховой суммы со страховой компании , у которой отозвана лицензия, Вам необходимо фактически получить свои денежные средства. Именно для этого необходимо наложить арест на счета страховой компании.

Для взыскания денежных средств страховой необходимо получить исполнительный лист в суде. Далее есть 2 варианта исполнение судебного акта:

  • вариант 1 направить исполнительный лист в банк где у страховой компании есть счета
  • вариант 2 направить исполнительный лист Федеральную Службу судебных приставов

Если суд принял обеспечительные меры в виде наложения ареста на счета что вам остается прийти в тот Банк, в котором по вашему ходатайству был наложен арест и получить свои деньги.

Отозвали лицензию у страховой как получить страховку ОСАГО?

Если вы были участником ДТП, виновник, который был застрахован в страховой компании по полису ОСАГО и у этой страховой компании Центральный банк отозвал лицензию, Вам необходимо совершить обычный порядок действий для получения страховки, но уже в отношении Российского Союза автостраховщиков.

Документы необходимые для получения страховой выплаты по ОСАГО при отзыве лицензии у страховой

Перечень документов необходимых для получения страховой выплаты от Российского Союза автостраховщиков:

  • справка о ДТП
  • копия свидетельства транспортного средства
  • заключение эксперта о стоимости ремонта
  • копия полиса ОСАГО
  • копии документов подтверждающих оплату страховой премии
  • копии документов подтверждающих оплату экспертизы
  • копия заявления о наступлении страхового случая
  • копия паспорта

После формирования данного пакета документов и направления его

РСА не выплачивает страховку при отзыве лицензии у страховой

Обычно Российский союз автостраховщиков соблюдает Закон и своевременно осуществляет выплаты страхового возмещения по ОСАГО, тем не менее, если Вы считаете, что РСА занизил сумму выплаты,нарушил сроки осуществления выплаты или незаконного отказал, то за защитой своих прав и законных интересов необходимо обращаться в суд.

ЦБ отозвал лицензию у страховой компании и назначил временную администрацию

Центробанк при отзыве лицензии у страховой компании как регулятор назначает временную администрацию и устраняет всех заинтересованных лиц (директоров, бухгалтеров и учредителей) от своих должностей.

Основная цель временной администрации заключается в том, чтобы исключить возможность вывода активов страховой компании заинтересованными лицами.

Данный факт дает существенные преимущества страхователям и значительно увеличивает вероятность получения денежных средств со страховой компании, у которой отозвали лицензию, а наложенный арест на счета страховой компании увеличивает эту вероятность еще больше.

Источник: https://potreballiance.ru/y-strahovoi-otozvali-licenziyu

У росгосстраха отозвали лицензию на заключение договоров осаго

Росгосстрах осаго отозвана лицензия

ЦБ запретил «Росгосстраху» заключать договора по ОСАГО из-за нарушенийМосква. 26 мая. INTERFAX.RU — ЦБ РФ запретил ООО «Росгосстрах» заключать договора по страхованию обязательной ответственности автомобилистов из-за многочисленных нарушений и навязывания дополнительных услуг.

© РИА «Новости»Как говорится в сообщении ЦБ от 26 мая, решение принято «в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности, применения коэффициента бонус-малус (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат) при расчете страховой премии по ОСАГО».Решение вступает в силу со дня его опубликования в «Вестнике Банка России».Нарушения ООО «Росгосстрах» законодательства по ОСАГО, в том числе непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора, навязывание дополнительных услуг, носили массовый характер, говорится в заявлении регулятора.Только с 1 апреля по 25 мая в ЦБ поступило более 2,3 тысячи жалоб от граждан на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст.15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования).Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств.

Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2019. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права.

Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник.

Все вопросы можно задать по адресуweb@kpv.ru. В рубрике «Воронеж официальный» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти.

Материалы рубрики «Новости партнёров» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы.

Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.

В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымско-татарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля»; «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Page 3

Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2019. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права.

Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник.

Все вопросы можно задать по адресуweb@kpv.ru. В рубрике «Воронеж официальный» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти.

Материалы рубрики «Новости партнёров» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы.

Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.

В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымско-татарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля»; «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Источник: https://moe-online.ru/nn/auto/143842

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Росгосстрах осаго отозвана лицензия

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU — Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии «страховых» судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны — страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений «недобросовестных страхователей».

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

«Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

Утраченному праву на экспертизу — еще несколько месяцев

Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

«Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

«Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Адвокат 24