Рамочный договор по 223 фз

Хитрость не в счет. Обзор актуальных разъяснений по применению Закона № 223-ФЗ

Рамочный договор по 223 фз
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает принципы и общие правила осуществления закупок продукции. При этом порядок их проведения, заключения и исполнения договоров определяется заказчиками самостоятельно.

Отсутствие детальной регламентации закупочных процедур в рамках Закона № 223-ФЗ повышает вероятность обжалования действий заказчиков со стороны участников закупки.

В данной ситуации разъяснения Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по спорным вопросам применения 223-ФЗ и подзаконных ему нормативных правовых актов могут помочь минимизировать риски неблагоприятных последствий такого обжалования, в том числе привлечения должностных лиц заказчиков к административной ответственности и аннулирования закупки. Старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок Ирина Сургутскова разъяснила некоторые актуальные положения Закона № 223-ФЗ. – Применению закона при возникновении договорных отношений, которые не охватываются понятием «закупка товаров, работ и услуг», посвящено немалое количество писем Минэкономразвития РФ и ФАС России. Однако правоотношения по аренде, агентированию, кредиту регулируются в Гражданском кодексе РФ специальными главами, отдельными от купли-продажи, подряда и услуг. В связи с этим в правоприменительной практике встречается мнение о том, что заключение договоров, предметом которых не являются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, не подпадает под действие 223-ФЗ. Однако, по мнению Минэкономразвития России, заключение договора банковского вклада является закупкой, так же как и закупки, осуществляемые агентом в рамках агентского договора от имени и за счет заказчика, закупки займов и кредитов. Аналогичной является и позиция ФАС России, которая считает, что финансовые услуги и аренда подпадают под действие Закона № 223-ФЗ, – объяснила эксперт. Ирина Сургутскова также отметила, что косвенно отнесение арендных правоотношений к сфере действия 223-ФЗ подтверждается положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1352, согласно которому при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров не учитываются закупки, предметом которых является аренда объектов недвижимого имущества. Кроме того, ФАС России отмечает, что, если положением о закупке заказчика не урегулированы отдельные ее виды, в этом случае положение считается не размещенным на официальном сайте. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться нормами законодательства о госзакупках. – И формально-юридически контрольный орган прав, т. к., согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, при отсутствии размещенного в установленном порядке положения о закупке заказчик руководствуется Федеральным законом № 44-ФЗ. В связи с этим целесообразно положение о закупке распространить на заключение любых возмездных договоров, в том числе путем отнесения аренды, финансовых услуг и проч. к основаниям закупки у единственного поставщика, – считает Ирина Сургутскова.

извещения и документации о закупке

Эксперт напомнила, что в силу пп.12 и 13 ч.10 ст. 4 Закона № 223 документация о закупке должна содержать критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом закон не регламентирует, насколько детальным должен быть такой порядок. Но, по мнению ФАС России, он должен быть прозрачным и объективным. При этом контрольный орган разъясняет, что порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки, установленного в документации о закупке; оценку в баллах, получаемых участником закупки; алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке; иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемые участником закупки. Другими словами, документация о закупке должна содержать условия, при которых заявка одного участника будет признана комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими. Кроме того, отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок также противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам торгов неизвестен порядок, при котором та или иная заявка признается победителем закупочной процедуры, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, а также создает условия злоупотребления со стороны организатора торгов, комиссии. Правомерность данной позиции контрольного органа подтверждается судебной практикой.

Учет НДС при сравнении цен, предложенных участниками закупки

По мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе определить в положении и установить в документации о закупке требование о том, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. Ирина Сургутскова считает такую позицию спорной. Сравнение ценовых предложений участников закупки без НДС может привести к созданию для них преимущественных условий по сравнению с теми, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Что касается даты рассмотрения заявок и подведения итогов закупки, эксперт напомнила, что, согласно п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в извещении и документации о закупке должны быть указаны даты рассмотрения предложений участников и подведения итогов закупки. Минэкономразвития России разъясняет, что заказчик не вправе указывать в извещении и документации вместо точной даты период рассмотрения заявок и подведения итогов. Данная позиция полностью согласуется с нормами действующего законодательства.

Заключение и исполнение договора

Ирина Сургутскова напомнила, что с июня 2015 года Гражданский кодекс РФ дополнен нормами о рамочном договоре. Таковым признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены путем заключения отдельных договоров. В связи с введением в ГК РФ понятия рамочного договора у многих заказчиков возник вопрос, правомерно ли провести закупку, результатом которой является заключение рамочного договора. Эксперт пояснила, что в этом случае заключение рамочных договоров хотя и является допустимым с учетом ст. 429.1 ГК РФ, но оно невозможно в рамках Закона № 223-ФЗ, поскольку заказчик при отсутствии данных о цене и количестве продукции не имеет возможности сформировать план закупок, извещение и документацию, соответствующие по содержанию требованиям указанного закона. Следовательно, это не меняет практику применения 223-ФЗ: каждая поставка в отдельности будет считаться самостоятельной сделкой. Поэтому она должна подпадать под какое-либо основание для применения прямой закупки (у единственного поставщика).

Изменение условий договора

В соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчик определяет в положении о закупке порядок не только заключения, но и исполнения договора (ч. 2. ст. 2), в т. ч в случае изменения его условий. При этом в письме Минэкономразвития России от 23.11.2015 № Д28и-3357 разъясняется, что при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, влияющих на существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно. Данный вывод сделан на основании того, что ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает обязанность заказчика размещать на официальном сайте информацию об изменении договора только в случае изменения перечисленных выше условий. Однако Ирина Сургутскова считает, что отсутствие обязанности размещать сведения об изменении договора в случаях, не оговоренных в ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, не может воспрепятствовать изменению иных условий договора.

Закупка строительных работ

Эксперт отметила, что объем закупаемых работ, в т. ч. строительных, должен быть определен заказчиком в извещении о закупке (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В письме от 28.12.2005 № АЦ/75923/15 ФАС России разъяснила, что строительство осуществляется на основании проектной документации, которая содержит основные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика и подлежит размещению на официальном сайте. В противном случае у ФАС России и ее территориальных органов появляется основание для предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах. В свою очередь Ирина Сургутскова отметила, что судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Перечень информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документации о закупке, предусмотрен ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В соответствии с ним в документации должны содержаться установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы и услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Ирина Сургутскова подчеркивает, что нормы Гражданского и Градостроительного кодексов РФ предусматривают выполнение строительных работ в соответствии с технической документацией, в т.ч. проектной документацией. Однако это не означает, что она должна быть размещена в составе документации о закупке на официальном сайте. Перечисленные в п. 1 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ требования к работам могут содержаться в любой части закупочной документации. Закон не указывает на то, каким документом должны быть оформлены такие требования. Следовательно, заказчик самостоятельно определяет необходимость размещения проектной документации в составе документации о закупке. При этом она должна быть передана подрядчику при заключении договора.

Единственный поставщик

Нормативно не лимитированное право закупки продукции у единственного поставщика одновременно является самым серьезным недостатком Закона № 223-ФЗ в глазах контролеров и главным его же достоинством для заказчиков. – Казалось бы, зафиксировал в положении о закупке право покупать без конкурентных процедур определенные виды продукции или любые товары, работы. Услуги – в пределах конкретной суммы, и все проблемы решены. Но в прошлом году начала формироваться практика борьбы с неконкурентными закупками, пусть даже у заказчика и были закреплены в положении о закупке основания для проведения таковой, – рассказала Ирина Сургутскова, приведя пример из практики. Так, Хабаровским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «Строительство железных дорог» на действия МУП г. Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» при проведении прямой закупки (у единственного поставщика) на выполнение работ по ремонту трамвайного пути. Пунктом 17.11.1 Положения о закупке упомянутого МУП предусмотрена возможность осуществления прямой закупки при наличии иных обстоятельств, требующих проведения закупки именно у единственного поставщика по специальному решению Единой комиссии. Таким образом, единственным оговоренным условием проведения подобной закупки является наличие такого решения. Как следует из сведений закупки и решения Хабаровского УФАС России, 28 мая 2015 года с предприятием был заключен договор с городской администрацией на выделение субсидии для возмещения части затрат по ремонту путевого и энергетического хозяйства, а 23 июня 2015 года после прохождения необходимых внутренних процедур было размещено соответствующее извещение о прямой закупке. Хабаровский УФАС России, устанавливая наличие нарушений в действиях заказчика, указал следующее: «Исходя из того, что о выделении денежных средств из бюджета города и необходимости ремонта трамвайного пути было известно заранее, выбор ООО «А» в качестве единственного поставщика и заключение с ним договора на выполнение ремонтных работ при отсутствии конкурентных процедур осуществлен необоснованно». Ирина Сургутскова отметила, что спорная закупка у единственного поставщика осуществлена предприятием при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки с минимальной продолжительностью процедуры (запрос цен, запрос котировок), что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора на выполнение работ по ремонту трамвайного пути в равных условиях и нарушило ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. – Поэтому для закупки у единственного поставщика заказчику необходимы не только формальные основания (т. е. пункт в положении о закупке), но и объективная невозможность или нецелесообразность проведения конкурентной закупки, – заключила она.

Назад в раздел

Источник: https://www.moscowtorgi.ru/news/Kontraktnaya_sistema/4403/

Долгосрочный договор по 223 фз. Зачем нужен рамочный договор и как он заключается. Как отчитываться по рамочным соглашениям

Рамочный договор по 223 фз

1. Правовые основы заключения договора Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

2. Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.

Если же вы не проведете новую закупку и не заключите новый контракт по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

3. Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о списке, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера.

Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры.

Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры.

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

4. Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.

Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

5. Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами.

Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту.

Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

6. -инструкция Заключение договора после конкурса по 223 ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

На данный момент еще вольный Закон № 223-ФЗ позволяет заключать рамочные договоры. Это применяется в закупочной деятельности, когда объем закупки за период времени неизвестен или сумма по каждой поставке не более 100 тыс. руб.

Здесь имеет место ряд нюансов, а также присутствуют определенные риски. В этой публикации мы с Вами рассмотрим особенности применения этого типа договоров.

Рамочный договор (на профессиональном сленге «рамочник», «рамочное соглашение») — договор с открытыми условиями, определяющий общие условия взаимоотношений, которые можно уточнить и конкретизировать.

Для этого позволяется заключить отдельные договоры, реализовать систему «заказ поставка», подписать приложения, дополнительные соглашения или любые другие способы, которые определят стороны (ст. 429.1 ГК РФ).

Когда применяется?

Рамочное соглашение актуально и эффективно при совокупности двух условий, а именно когда:объем потребности закупаемых товаров, работ, услуг за определенный период неизвестен;сумма по каждой поставке не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. — для крупных заказчиков).

Первое условие исходит из существа рамочного соглашения. При этом если второе условие не исполняется, то рамочный договор существенно добавит заказчику механической работы. Ведь тогда каждую поставку от 100 тыс. руб. нужно будет размещать в ЕИС по всем правилам.

А закупки до 100 тысяч заказчик вправе не публиковать.

Если заказчик понимает, что каждая поставка будет свыше 100 тыс. руб., то логичнее проводить закупки с примерными, но конкретными существенными условиями обычного договора. Пусть даже в ходе исполнения эти условия, вероятно, изменятся.

Правомерность рамочного договора по Закону 223-ФЗ

Источник: https://www.putevkin.ru/dolgosrochnyi-dogovor-po-223-fz-zachem-nuzhen-ramochnyi-dogovor-i-kak/

Заключение рамочного договора при закупках по 223-ФЗ

Рамочный договор по 223 фз
Понятие рамочного договора появилось в гражданском законодательстве в 2015 г. [1].

Под таким договором, который также называется «договором с открытыми условиями», понимается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора [2]. Проще говоря — это договор, в котором не все до конца определено. Например, в рамочном договоре может быть определен его предмет (закупаемые ТРУ), в том числе его качественные характеристики, цена единицы ТРУ, ответственность сторон и другие параметры, но не определен объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ, при этом фактический объем ТРУ будет определяться в ходе исполнения такого договора по заявкам заказчика в зависимости от его фактической потребности.

В закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ тоже могут быть ситуации, когда заказчик в момент закупки не может, например, определить тот фактический объем ТРУ, который ему понадобится, и заключение рамочных договоров в рамках данного закона тоже возможно, так как при осуществлении закупок заказчики руководствуются в числе прочего и нормами гражданского законодательства [3]. Но при этом следует учитывать ряд особенностей.

Главной особенностью является то, что при проведении конкурентной закупки, в результате которой планируется заключить рамочный договор, должна в любом случае быть определена максимальная цена договора — этот параметр должны быть установлен заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке [4]. Соответственно, он должен быть внесен и в договор, заключаемый по результатам конкурентной закупке.

На практике самой распространенной ситуацией при осуществлении конкурентной закупки, в результате которой заключается рамочный договор, является случай, когда заказчик устанавливает в извещении и документации о закупке максимальную цену единицы ТРУ и максимальную цену договора, и в отношении цены конкуренция участников закупки происходит по первому параметру.

При заключении договора в нем указывается цена единицы ТРУ победителя закупки и максимальная цена договора.

При исполнении договора фактический объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ определяется на основе фактической потребности заказчика, но цена договора, то есть тот объем денег, который может получить поставщик (подрядчик, исполнитель), не превышает максимальную цену, установленную при заключении договора.

Здесь важно обратить внимание на то, что нормы 223-ФЗ однозначно требуют от заказчика устанавливать в извещении и документации о закупке и, соответственно, в договоре, количественные характеристики (объем) закупаемых ТРУ [5].

Однако в соответствии с гражданским законодательством количество товара в договоре может определяться не только в соответствующих единицах измерения, но и в денежном выражении [6], а что касается работ и услуг, то гражданское законодательство не устанавливает, что их объем должен обязательно определяться именно в соответствующих единицах измерения [7]. Таким образом, количественные характеристики (объем) ТРУ при заключении рамочного договора определяются в денежном выражении — максимальной цене договора и цене единицы ТРУ. С таким подходом соглашается и ФАС [8].

Еще одной особенностью является то, что заключение рамочного договора в описанном выше виде невозможно в результате проведения аукциона.

Согласно нормам 223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД [9].

Соответственно, если конкуренция среди участников закупки предполагается по цене единицы ТРУ (то есть снижаться должна не НМЦД, а цена единицы ТРУ), то заказчику следует использовать иной конкурентный способ закупки, предусмотренный 223-ФЗ и его положением о закупке (например, конкурс или запрос предложений).

Отметим, что вариаций рассмотренной конструкции является случай, когда заказчик также не может точно определить конкретное место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) — например, если закупаются работы по техническому обслуживанию оборудования для устранения последствий возможных аварий, которое расположено на нескольких адресах.

Здесь заказчик может лишь рамочно определить список возможных адресов как в извещении (документации) о закупке, так и в договоре — таким образом требование 223-ФЗ об указании места поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) [10] в принципе выполняется. И ФАС такой подход вполне устраивает [8].

Также рамочно может определяться, например, дата поставки (выполнения работ, оказания услуг) и прочие параметры.

Другим распространенным в практике случаем проведения конкурентной закупки с заключением рамочных договоров является ситуация, когда заказчик проводит закупку, по результатам которой заключает рамочные договоры с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые отвечают установленным им требованиям (например, по наличию квалификации и опыта работы) — иными словами, отбирает тех участников, которые способны выполнить договор согласно предмету закупки. А затем уже в рамках заключенных договоров проводит в отношении их закупочные процедуры (например, через запрос цен). Отметим, что такая конструкция тоже не вызывает претензий со стороны ФАС [11].

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности заключения рамочных договоров по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В отличие от конкурентной закупки здесь в 223-ФЗ не содержится каких-либо требований к указанию цены договора, объема ТРУ и т.д.

 и, казалось бы заказчик может в этом случае заключать, так сказать, «суперрамочный» договор. Но все не так просто — есть практика ФАС, где такие действия заказчика считаются нарушением антимонопольного законодательства [12], при этом противоположное мнение других государственных органов [13] во внимание не принимается.

Правда следует отметить, что эта практика касается совсем уж вопиющего случая, когда заказчик заключил рамочный договор с поставщиком даже без технического задания — закупались просто «парфюмерные и косметические средства» на максимальную сумму договора в размере 1,2 млрд. руб.

При этом заказчик в своем положении о закупке прямо установил, что одним из случаев закупки у единственного поставщика как раз и является случай заключения рамочного договора, и именно эту норму ему пришлось исключить из данного документа под давлением ФАС, так как по мнению ФАС «включение в положение о закупке условий о проведении процедуры прямой закупки у единственного поставщика по рамочному договору не допустимо и может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки путем сокращения числа хозяйствующих субъектов при выборе заказчиком способа осуществления неконкурентной процедуры».

Действительно, если заказчик намерен осуществлять закупки с заключением рамочных договоров, то в любом случае он должен отразить в своем положении о закупке соответствующие условия и правила таких закупок [14]. Отметим, что у многих заказчиков (чаще всего, у государственных и муниципальных учреждений) такой вариант закупок вообще не предусматривается, но в завершение статьи рассмотрим ряд имеющихся примеров.

В положении о закупке АО «Зарубежнефть» [15] имеется отдельный раздел «Рамочные договоры». В нем говорится, что рамочные договоры заключаются в том случае, когда заказчик не может заранее определить объем поставки продукции. Рамочный договор может быть заключен любым способом из числа предусмотренных положением о закупке.

В плане закупок по закупке на право заключения рамочного договора указывается его начальная (максимальная) цена, при этом начальная (максимальная) цена рамочного договора означает максимально возможный суммарный объем соответствующих заказов в течение срока действия такого договора. В рамочном договоре должны быть определены все существенные условия будущих сделок, в т.ч.

наименование, предельная стоимость и (или) предельный объем закупки продукции; срок действия рамочного договора. Срок окончания действия рамочного договора должен наступать после поставки объема продукции, равного предельному, или по истечению срока, указанного в рамочном договоре.

При возникновении потребностей в соответствующей продукции заказчик ее заказывает в порядке, определенном договором.

При этом номенклатура, объемы и сроки поставки продукции (конкретный заказ) определяются по отдельным заявкам заказчика, направляемым по мере возникновения потребности в продукции в адрес поставщика, с которым заключен рамочный договор или на основании отдельных дополнительных соглашений к рамочному договору. Общая стоимость такого конкретного заказа рассчитывается исходя из установленных договором цен.

Положение о закупке ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» устанавливает, что при закупках ТРУ, когда невозможно заранее определить точный объем, конкретные сроки, место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но могут быть определены единичные расценки (прейскурант) на такие ТРУ, а также предельная стоимость и/или предельный объем закупки, заказчиком может быть применен рамочный или прейскурантный договор. При этом условиями рамочного или прейскурантного договора определяются единичные расценки (прейскурант) и максимальная цена договора, иные условия договора, а номенклатура, объем, сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) могут определяться заявками заказчика или иным образом, предусмотренным рамочным или прейскурантным договором при возникновении у заказчика потребности в ТРУ. Обратим внимание, что в этом примере в отличие от предыдущего заключение рамочного договора допускается не только в случае, когда заказчик не может определить объем закупаемых ТРУ, но также сроки и место поставки (выполнения, оказания) ТРУ.

ЗАО «Сбербанк — Лизинг» предусмотрело в своем положении о закупке возможность заключения по результатам конкурентной закупки рамочного договора (генерального соглашения) ограниченного срока действия, устанавливающего цену/тариф за единицу продукции или размер скидки от официального прайс-листа производителя продукции без определения общего объема поставки продукции и общей стоимости договора, но с указанием предельной (максимальной) стоимости договора и/или предельного (максимального) объема поставки продукции за период действия договора. Если рамочный договор заключен с одним поставщиком, то впоследствии для поставки конкретного объема продукции с ним заключаются отдельные договоры без проведения конкурентных (как с единственным поставщиком). А если рамочный договор заключен с несколькими поставщиками, то заказчик имеет право дополнительно провести между ними электронный аукцион (по сути здесь речь идет о переторжке).

Статья также доступна на сайте OTC.

[1] П. 73 ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».[2] Ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ.[3] Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[4] П. 5 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[5] П. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[6] Ч. 1 ст. 465 ГК РФ.[7] См. гл. 37-40 ГК РФ.[8] См. Решение Московского УФАС России от 02.03.2018 по делу № 1-00-352/77-18 (в отношении объема работ).[9] Ч. 18 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[10] П. 4 ч. 9 и п. 4 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[11] См. Решение Московского УФАС России по делу N 1-00-495/77-18.[12] Решение Новосибирского УФАС России от 12.07.2017 № 11.[13] Письмо Минэкономразвития России от 18.09.2015 № Д28и-2686.[14] В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[15] Здесь и далее сведения из положений о закупке конкретных заказчиков приводятся по данным, размещенным в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0e18e577e7fc00aaf7d177/zakliuchenie-ramochnogo-dogovora-pri-zakupkah-po-223fz-5c66814641446200af5dd76b

Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы

Рамочный договор по 223 фз

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие.  Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.

 Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой.

Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки. 

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ). 

Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера.

Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры.

Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры.

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст.

432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.

Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами.

Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту.

Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1542

Рамочный договор на оказание услуг: скачать образец

Рамочный договор по 223 фз

Бывают случаи, когда заказчики и поставщики хотят заключить договор, с определенными основными условиями, не углубляясь в нюансы, для этого существуют рамочные и предварительные договоры. Что это такое и в чем их отличие от обычного договора. Когда можно заключить рамочный, а когда предварительный и когда можно заключать основной договор с поставщиком. Рассмотрим в статье.

Что это такое

Рамочный договор – это такая форма договора, в котором заказчики и исполнители не уточняют какие-то нюансы, которые в обычном договоре по 44-ФЗ или по 223-ФЗ очень важны и без таких условий нельзя заключать договор по этим законам.

Такие договоры заключают обычно на какое-либо оказание услуг, например консалтинговые или юридические услуги. Например, заказчику требуется консалтинговая помощь, при которой нужно будет решить очень большое количество вопросов. При этом заказчик и исполнитель считают, что все это не уложится в рамки обычного договора.

Для этого стороны и подписывают для начала рамочный договор – чтобы сначала согласовать важные моменты, например, как цена и сроки. А потом будут уточнять по мере надобности, что в какой срок должен исполнитель выполнить.

Причем такое понятие – рамочный договор – в гражданском кодексе появилось недавно, с 1 июня 2015 года (статья 429.1 ГК РФ). В ГК РФ у этого договора есть еще одно понятие – договор с открытыми условиями.

Что это значит? По сути, рамочный договор – это договор, в котором стороны прописывают какие-то общие условия договора. А вот более конкретные условия договора, затем регламентируются дополнительными договорами или основными.

При этом цена не прописывается в дополнительных договорах уже, так как она уже есть в рамочном договоре.

Рамочные и разовые договоры. Что учесть заказчику по 223-ФЗ

Мы сравнили разовый договор одного крупного заказчика по 223-ФЗ с его же рамочным договором. Смотрите, как могут отличаться условия рамочных и разовых договоров по одним и тем же разделам.

Узнать подробнее »

Тогда что же такое предварительный договор и чем он отличается от рамочного?

В предварительном договоре также проговаривают только общие значимые условия для заказчика и поставщика, но затем конкретизация идет путем добавления изменений в этот договор. Не заключая новых договоров.

Когда можно заключить рамочный договор

Такие ситуации встречаются довольно часто, когда заказчик не может определиться с количеством или объемом ТРУ. Например, заказчику нужны канцтовары. И он не знает, сколько и чего конкретно ему нужно. Поэтому он вправе заключить рамочный договор, где будет прописана сумма договора, которую он готов потратить и предмет договора – общий предмет договора. То есть поставка канцтоваров.

Важно

Рамочный договор будет считаться не заключенным, пока не будет подписан дополнительный конкретизированный договор.

Затем, по заявке заказчика будет формироваться перечень канцтоваров (наименование и количество), необходимых в данный момент заказчику. После того как заявка поступает к поставщику, стороны должны заключить дополнительный договор с точным описанием всего того, что необходимо закупить.

Какие опасности скрывают рамочные договоры

При заключении рамочного договора, обязательно не забывать заключать основной договор, ведь без основного рамочный будет недействительным.

Или бывают случаи, когда уже заключают основной договор, но допускают в нем ошибку, например в срок поставки или оплаты, соответственно привлечь поставщика выпалить пени и штрафы по такому договору будет нельзя.

В рамочном договоре помимо общего предмета договора и цены, обязательно нужно оговорить и прописать ответственность сторон и порядок приемки, оплаты по договору.

Дополнительно можно указать сроки, когда будет заключаться основной договор, а также название всех документов, которые будут заключаться в рамках этого рамочного договора.

Важно

Обязательно в предмете рамочного договора нужно указать: что исполнитель берет на себя обязательство оказывать заказчику такие-то ТРУ, заказчик берет на себя обязательство оплачивать эти ТРУ в соответствии с условиями договора.

В качестве примера разберем Постановление Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2015 по делу № А40-135638/1479–1136. Участник, ООО, победил в электронном аукционе. Закупка проходила по правилам Закона № 223-ФЗ.

Заказчик закупал услуги по обследованию строительных конструкций, зданий и сооружений. Однако в установленный документацией срок общество подписанный договор заказчику так и не прислало. Заказчик обратился в УФАС с заявлением о том, что ООО уклоняется от заключения договора.

Участника в результате проверки комиссии внесли в реестр недобросовестных поставщиков.

Участник аукциона оспорил в Арбитражном суде Москвы решение комиссии. Он ссылался на то, что является надежным и добросовестным деловым партнером и предоставил объяснение, почему контракт не был подписан в срок. В процессе выяснилось, что участник недопонимал механизм рамочного договора. Чем закончилось разбирательство, узнаете из статьи

Выводы

Такой договор можно заключать и по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рамочные договоры по 223-ФЗ не противоречат закону полностью, так как весь закон ссылается на ГК РФ.

Да и любой заказчик может прописать в своем положении о закупке условия заключения рамочного договора.

Большие компании, работающие по 223-ФЗ, уже так и сделали и многие закупки, даже конкурентные проводят сначала через рамочный договор.

В 44-ФЗ также можно заключать такой договор, но при этом помнить, что в 44-ФЗ существует 34 статья. И этой статьи нужно придерживаться при заключении рамочного договора. То есть все условия 34 статьи должны быть в рамочном договоре.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101879-qqe-16-m6-24-06-2016-ramochnyy-dogovor-pri-zakupkah-po-zakonu-223-fz

Адвокат 24