Полномочия сельского поселения по распоряжению земельными участками

Муниципальным районам вернут полномочия по распоряжению землей

Полномочия сельского поселения по распоряжению земельными участками

В ГосДуму РФ группой депутатов (А.Ю.Русских, М.Л.Шаккум, А.Л.Маркин и другие) внесен на рассмотрение законопроект № 961795-6 «О внесении изменений в статьи 39-2 и 39-21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.

3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», направленный на изменение объема полномочий органов местного самоуправления различного уровня в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года в случае, если на территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, органы местного самоуправления такого поселения приобретают право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Передача таких полномочий была необходима для реализации вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, поскольку они взаимосвязаны с полномочиями в области земельных отношений, которые были закреплены именно за органами местного самоуправления поселений, а не за муниципальными районами (пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

При этом до 1 марта 2015 года данные полномочия исполнялись органами местного самоуправления муниципальных районов.

В ходе применения произошедших изменений выявлено, что произошедшие изменения не увязаны с иными вышедшими законами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по решению вопросов местного значения, в том числе полномочия в области градостроительной деятельности (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений) передана на уровень муниципальных районов. При этом полномочия городских поселений остались в неизменном виде.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» органы местного самоуправления сельских поселений лишены доходов от продажи или аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ранее в бюджеты сельских поселений поступало 50 % таких доходов). Со дня вступления в силу данного закона все доходы от сделок с такими земельными участками поступают в бюджеты муниципальных районов.

После произошедших изменений в законодательстве Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов стали сообщать о том, что органы местного самоуправления поселений не способны исполнять полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств и кадровых ресурсов.

В тексте законопроекта предлагается полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вернуть от органов местного самоуправления сельских поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.

При этом в отношении городских поселений предлагается данные полномочия сохранить, во-первых, ввиду того, что почти половина опрошенных городских поселений сообщили о возможности их исполнения, а также ввиду того, что в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местные бюджеты городских поселений поступают денежные средства от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также доходов в связи с перераспределением земель и земельных участков и в связи с заключением соглашений об установлении сервитута. Кроме того, в настоящее время в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городских поселений также осуществляют решение вопросов местного значения в области градостроительной деятельности.

Также предполагается, что исключительные случаи, когда земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются иные органы государственной власти (в том числе федеральные) будут сохранены в виде исключений в статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Источник: https://profkadastr.ru/news/287-municipalnym-raionam-vernut-polnomochija-po-rasporjazheniyu-zemlei.html

SRG в СМИ

Полномочия сельского поселения по распоряжению земельными участками

      

Прихожан Михаил, юрист направления «Юридическая практика» Группа компаний SRG 

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 334 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в правила предоставления, обмена и перераспределения частных и публичных земель в части перераспределения полномочий органов власти в данной сфере.

Предпосылки к принятию указанного Федерального закона начали появляться уже давно. 

Так, согласно Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ с 1 марта 2015 года полномочия по вопросам предоставления, обмена и перераспределения частных и публичных  земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена были переданы из ведения муниципальных районов к органам местного самоуправления в части земель городского или сельского поселения, при условии наличия утвержденных правил землепользования и застройки

Указанные изменения были обоснованы концепцией передачи большего числа полномочий органам местного самоуправления, в рамках которой вопросы местного значения в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений как взаимосвязанные были закреплены именно за органами местного самоуправления поселений, а не за муниципальными районами. 

Данные изменения были продиктованы необходимостью развития рынка земель и обеспечения эффективности  распоряжения землей.

Однако согласно Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ полномочия муниципальных органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности были переданы на уровень муниципальных районов, при этом полномочия городских поселений остались в неизменном виде.

Помимо этого согласно Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ доходы от продажи или аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы из бюджетов органов местного самоуправления сельских поселений в бюджеты муниципальных районов (до принятия данного закона в бюджеты сельских поселений поступало 50% таких доходов), при этом указанные поправки не затронули вопросы поступления указанных доходов в бюджеты городских поселений, которые по-прежнему получают 50% таких доходов.

После указанных изменений в законодательстве Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов стали сообщать о том, что органы местного самоуправления сельских и некоторых городских поселений не способны исполнять полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств и кадровых ресурсов.

Для многих органов местного самоуправления сельских поселений исполнение данных полномочий оказалось непосильным, а учитывая, что все доходы от распоряжения землями сельских поселений поступали в бюджеты районов, у органов местного самоуправления исчезла и мотивация к их реализации. Кроме того, во многих районах, где земельный рынок не развит, передача таких полномочий органам местного самоуправления как городских, так и сельских поселений оказалась практически бессмысленной.

Согласно информации, 86,4% сельских поселений высказались за необходимость возврата полномочий по распоряжению земельными участками с неразграниченной государственной собственностью органам местного самоуправления муниципальных районов. По городским поселениям такой показатель составил 53,7%.

Информация представлена в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы, которая была собрана по запросам о возможности исполнения полномочий по распоряжению земельными участками с неразграниченной государственной собственностью.

Всего было направлено 3189 запросов в органы местного самоуправления поселений, расположенных в субъектах Российской Федерации.

По итогам обработки запросов органами местного самоуправления были внесены соответствующие законодательные инициативы (Алтайский край, Липецкая область) либо были направлены соответствующие обращения (Волгоградская область, Воронежская область, Калужская область, Курганская область, Мурманская область, Республика Удмуртия, Челябинская область).

Вышеизложенные факторы во многом и обусловили необходимость принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 334 ФЗ, которым были внесены изменения в Земельный кодекс и закон о введении в действие Земельного кодекса в части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по вопросам предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно данному закону, полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по вопросам предоставления, обмена и перераспределения частных и публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы на уровень муниципальных районов, при этом указанные полномочия в отношении городских поселений  были сохранены.

Еще на этапе обсуждения закона в Государственной Думе некоторые субъекты Российской Федерации высказывали мнение о необходимости передачи указанных полномочий на уровень муниципальных районов не только от органов местного самоуправления сельских, но и от городских поселений, при условии принятия соответствующего закона субъектом.

Так, например, Законодательное Собрание Красноярского края мотивировало необходимость подобных изменений в законодательство тем, что отдаленные городские поселения, особенно расположенные в районах Крайнего Севера, такие как, поселок Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, не обладают кадровыми и финансовыми ресурсами по исполнению государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Однако указанные предложения так и не вошли в текст принятого закона, возможно из-за неготовности передать указанные вопросы на откуп субъектам Российской Федерации.

Очевидно, что принятые поправки в части изъятия соответствующих полномочий у органов местного самоуправления сельских поселений могут иметь разнонаправленные последствия в различных регионах. Скорее всего, в тех субъектах, где рынок земель развит это будет значимо в какой-то степени, однако для большей части страны данные изменения не будут иметь глобальных последствий. 

Тем не менее, понятно, что в вопросе о перераспределении полномочий в данной сфере не поставлена точка, скорее всего, изменения будут вноситься по мере наработки правоприменительной практики по данному вопросу. 

Вернуться в раздел

Источник: https://www.srgroup.ru/mass-media/srg-smi/novye-pravila-predostavleniya-obmena-i-pereraspredeleniya-chastnykh-i-publichnykh-zemel/

Адвокат 24