Международный договор комиссии особенности

Особенности продажи инфопродуктов по договору комиссии

Международный договор комиссии особенности

опубликовано: 28.09.2016

По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ).

Соответственно, правоотношения, связанные с реализацией информационных продуктов авторов, следует оформлять договором комиссии.

В результате совершения такой сделки комиссионер получает только вознаграждение, суммы, полученные от продажи информационного продукта, не рассматриваются в качестве дохода интернет-проекта.

Возможно, вас заинтересует: Абонентское юридическое обслуживание стартапов и IT проектов.

Налогообложение при заключении договора комиссии с автором информационного продукта

В силу п. 1 ст.

156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Иными словами, налоговое законодательство рассматривает в качестве дохода будет только комиссионное вознаграждение.

Согласно п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Таким образом, организации, применяющие УСН на доходы, уплачивают налог на доходы в размере 6% от суммы комиссионного вознаграждения.

Выплаты иных налогов по договорам комиссии законодательством не предусмотрено.

Возможно вас заинтересует услуга: Консультация юриста по налогам.

Оформление договора комиссии с автором инфопродукта

Безусловно, в интересах налогоплательщика закрепить любые правоотношения в договоре. Таким образом, с каждым автором информационного продукта должен быть заключен соответствующий договор комиссии, в котором будут указаны суммы вознаграждения комиссионера.

Статья 999 ГК РФ предусматривает необходимость подписания отчета комиссионера об исполнении комиссионного поручения. Это означает, что Вы должны периодически подписывать с авторами отчеты, в которых будет указано: размер Вашего вознаграждения, количество проданных информационных продуктов, суммы, причитающиеся комиссионеру (автору).

В целях налогообложения также желательно фиксировать все суммы в таком отчете, что будет подтверждать правильность исчисления налогооблагаемой базы.

Вас могут заинтересовать: Услуги юриста по налоговым спорам.

Способы заключения договора комиссии с автором

  • Путем подписания одного документа (подписывается договор в нужном количестве экземпляров в письменном виде);
  • Путем обмена документами по почте (направляются подписанные экземпляры договора);
  • Путем обмена сканкопиями отчета (при этом первоначальный договор должен быть с «живыми» подписями);
  • Путем акцепта оферты, или исходя из иных конклюдентных действий. При этом офертой в данном случае будет публичное предложение о заключении договора комиссии. Такое предложение должно быть сформулировано четко, указывать на размер вознаграждения, обязательства комиссионера.

Договор комиссии будет считаться заключенным с момента акцепта оферты. Соответственно, оферта в случае ее акцепта рассматривается как документ, из которого возникают права и обязанности для сторон.

Законодательство не обязывает подписывать комитента отчеты комиссионера, в случае отсутствия возражений комитента в течение 30 дней с момента получения отчета, отчет считается принятым без возражений. Особенности направления отчетов нужно прописать в оферте.

Таким образом, в случае, если отчеты направляются через личный кабинет, то этого будет достаточно в целях налогообложения.

Оферта и все отчеты, направляемые комитентам, должны быть распечатаны и подписаны – эти документы следует хранить в обязательном порядке. При принятии новой редакции оферты, старую необходимо сохранить.

Вас могут заинтересовать: Услуги по разработке и проверке договоров.

Способы расчетов по договору комиссии за инфопродукт

Расчеты могут осуществляться наличными и безналичными денежными средствами. В случае осуществления выплат в безналичном порядке они могут проводиться на счета авторов, с которыми заключены соответствующие договоры комиссии с автором инфопродукта. В основании платежа необходимо в обязательном порядке делать ссылку на договор и номер и дату отчета.

Также выплаты по договору комиссии могут осуществляться с использованием электронных платежных систем (ЭПС). Для этого организация должна перевести денежные средства на счет ЭПС, перечисление можно сделать на основании приказа руководителя. В дальнейшем можно вести все расчеты с этого ЭПС, отчитываться в налоговую об открытии ЭПС не нужно.

Вас может заинтересовать: Юридическое обслуживание микрофинансовых компаний.

Все операции с ЭПС должны отражаться в бухгалтерском учете

В случае, если использование ЭПС затруднительно, нет возможности перечислить денежные средства на счет физического лица, обычно деньги выдаются какому-то сотруднику под отчет, после чего он переводит их соответствующему автору. Лицо, получившее деньги под отчет, должно в обязательном порядке отчитаться о дальнейшей судьбе этих денежных средств.

Неизрасходованные отчетные денежные средства возвращаются в кассу. Если деньги израсходованы, то прикладывается соответствующий документ (например, квитанция ЭПС о перечислении соответствующему автору).

При реализации услуг по продаже инфопродуктов по договорам комиссии ЕНВД в не подлежит применению

ЕНВД – это фиксированный налог, определяемый вне зависимости от доходов или расходов.

Применяется при оказании услуг населению. Перечень услуг, при которых может применяться ЕНВД, устанавливается каждым субъектом федерации отдельно.

Источник: https://primelegal.ru/konsultacii/pravovoe-regulirovanie-dejatelnosti-po-prodazhe-informatsionnyh-produktov/

Договор комиссии. Особенности заключения договоров комиссии во внешнеэкономической деятельности предприятия

Международный договор комиссии особенности

   Договор комиссии – один из видов посреднических договоров, который может применяться во внешнеэкономической деятельности предприятия. В данной статье рассмотрены особенности заключения договоров комиссии в ВЭД.

   Внешнеэкономические контракты могут заключаться во исполнение посреднических соглашений. Часто включение посредника во внешнеторговую операцию позволяет оптимизировать разрешительные процедуры при экспорте товаров из Украины путем использования лицензий, разрешений государственных органов, которыми обладает посредник.

   Поэтому, нельзя обойти вниманием, по крайней мере, комиссионную форму посреднических соглашений, которая используется чаще других.

Договор комиссии – договор, при котором одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за соответствующее вознаграждение совершить одно или несколько юридических действий от своего имени но за счет комитента. Далее рассмотрены ключевые пункты договора комиссии.

Преамбула договора комиссии

   Договаривающиеся стороны должны быть названы комиссионером и комитентом (поверенным и доверителем — в договоре поручения).

Комитент — это лицо, которое дает комиссионное поручение, а комиссионер — лицо, которое принимает комиссионное поручение.

Комиссионер, исполняя поручение комитента, заключает сделки с лицами, которые называются третьими лицами.

Предмет договора

   Предметом комиссионного поручения является одна или несколько сделок, которые комиссионер заключает с третьими лицами за счет комитента. Действующее законодательство Украины не дает перечня сделок, которые могут быть предметом договора комиссии.

Следовательно, это могут быть любые сделки, отвечающие требованиям закона: купля- продажа, бартер, подряд, хранение и пр.

Понятие совершения «одной или нескольких сделок от своего имени за счет комитента» включает возможность заключения комиссионером дополнительного (промежуточного) договора с предприятием — таможенным брокером, имеющим свидетельство Государственной таможенной службы Украины на этот вид деятельности.

При этом возможность заключения такого договора комиссионером рекомендуем прямо предусмотреть в договоре комиссии. Если, до момента выпуска комиссионных товаров в свободное обращение на территории Украины, они хранятся под таможенным контролем на таможенном (лицензионном) складе, комиссионеру потребуются также полномочия для заключения договора хранения с владельцем такого склада.

   Не только вид и характер, но и количество заключаемых посредником сделок (соглашений, договоров, контрактов) законом не ограничивается. Во исполнение одного договора комиссии может быть заключено несколько внешнеторговых контрактов.

И наоборот, один внешнеэкономический контракт может быть заключен комиссионером на основании нескольких договоров комиссии с разными комитентами.

При таможенной обработке последнего случая таможенные декларации (ТД) заполняются в количестве, соответствующем количеству договоров комиссии.

   Обязательства, возникающие между комиссионером и третьими лицами автономны, хотя их содержание и определяется комиссионным поручением (например, предмет, цена и др.).

Автономия этих обязательств означает, что права и обязанности по внешнеэкономической сделке, заключенной комиссионером, приобретает сам комиссионер, а не комитент.

Из автономии обязательств комиссионера и третьих лиц следует, что прохождение процедур таможенного оформлениякомиссионером не требует дополнительно включения комитента, а именно:

  • согласование с таможней, в зоне деятельности которой находится комитент, не проводится;
  • комитент может не состоять, на учете в таможенных органах. Однако при этом сведения о комитенте вносятся декларантом в ТД, для чего все-таки потребуются те документы, которые позволяют идентифицировать комитента (свидетельство о госрегистрации, справка органов госстатистики, свидетельство о регистрации плательщика НДС или письмо об отсутствии кода такого плательщика).
  • автономия комиссионера выражается также в имеющихся у него возможностях преодоления административных ограничений. Если на ввозимый (вывозимый) товар требуются лицензии или разрешения государственных органов, то комиссионер, имеющий эти разрешения, может проводить экспортно-импортные операции с товаром, принадлежащим комитенту, таких специальных полномочий не имеющему.

   Исключение из правила автономии комиссионера составляют специальные санкции за нарушение законодательства в области ВЭД по статье 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», в частности, режим индивидуального лицензирования. Проведение таможенного оформления возможно при условии отсутствия применения таких санкций не только к комиссионеру, но и к комитенту.

   В статье о предмете комиссионного соглашения детализируется объект договора — заказанный для импорта/переданный для экспорта товар — ассортимент, цены (минимальные/максимальные), количество, сроки поставки и др. При этом право собственности на комиссионные товары переходит непосредственно от комитента к третьим лицам или от третьих лиц к комитенту. Комиссионер права собственности не приобретает.

   Поскольку комиссионер не становится собственником товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины во исполнение комиссионного поручения, он может проводить декларирование таких товаров на основании договора с собственником только при наличии лицензии таможенного брокера.

Обусловлено это тем, что декларирование предметов осуществляется только их собственником или на основании договора другими предприятиями, допущенным таможней к декларированию — так называемыми «таможенными брокерами».

При этом договор на декларирование заключается с комитентом, если по условиям внешнеторгового контракта право собственности на комиссионные товары в момент декларирования принадлежит ему. Если же право собственности перешло к третьему лицу, договор на декларирование заключается с последним.

   Когда же у комиссионера нет указанных специальных полномочий на декларирование, он может проводить таможенное оформление через посредника-декларанта по договору.

После выполнения поручения комиссионер должен передать комитенту все полученное по выполненному поручению, а также, по требованию комитента, передать ему все права относительно третьего лица, вытекающие из соглашения, заключенного комиссионером с третьим лицом (уступка требования).

Такая конструкция особенно привлекательна тем, что обязанность комиссионера уступить требование комитенту возникает не в силу договора уступки требования, а в соответствии с основаниями договора комиссии и рассматривается как дополнительный элемент основных обязательств комиссионера и комитента.

Цены и расчеты

   В этой статье договора определяется порядок формирования цены при исполнении комиссионного поручения, а также состав затрат, которые будут включены в эту цену.

К примеру, импортная цена может быть сформирована следующим образом: максимальная закупочная цена по комиссионному соглашению + дополнительные расходы в соответствии с условиями поставки товара + таможенные налоги и платежи при импорте + стоимость хранения товара комиссионером (если последнее не предусмотрено договором комиссии, комиссионер по закону не имеет права на возмещение затрат по хранению имущества комитента, находящегося у него).

   Как уже отмечалось, комиссионер заключает и исполняет внешнеэкономические сделки за счет комитента. Однако действующее законодательство Украины не содержит регламентаций относительно порядка и сроков возмещения комиссионеру его затрат в связи с внешнеторговой сделкой.

Следовательно, комиссионер вполне может как закупать товар для комитента за счет полученных предварительно средств последнего, так и за счет собственных средств с последующим возмещением понесенных расходов комитентом.

Поэтому отказы в таможенном оформлении комиссионных товаров по причине использования собственных средств комиссионера для их оплаты нельзя считать правомерными.

   Поскольку комиссионный договор — оплатный, за услуги комиссионера должно быть предусмотрено комиссионное вознаграждение. Размер этого вознаграждения определяется соглашением сторон и может быть сколь угодно мал или велик.

Срок действия комиссионного договора

   Определяя этот срок, необходимо соотносить его со временем действия внешнеэкономического контракта.

Комиссия длится дольше, чем внешнеторговая операция по ее исполнению и, следовательно, комиссионный договор заключается ранее внешнеэкономического и заканчивает свое действие позднее — после полного расчета сторон по исполненной внешнеторговой операции (операциям).

Описанные минимально необходимые условия отличают внешнеторговое посредничество от других видов обязательств. Поскольку при ввозе комиссионных товаров в Украину договор комиссии становится основным документом, опосредующим основания для получения налоговых льгот для товаров критического импорта, его анализу уделяется пристальное внимание как таможенными, так и налоговыми органами.

   Выделим основные критерии, по которым комиссия отграничивается от других сделок. Основным критерием отмежевания посреднического договора от соглашений о купле — продаже (товарообмене) является отсутствие перехода к посреднику права собственности на те предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины в связи с исполнением сделки.

   Комиссионный договор не должен отождествляться также и с обязательствами о выполнении работ, к примеру, — о переработке давальческого сырья.

Они отличаются между собой тем, что в обязательствах по выполнению работ на одного из контрагентов возлагается обязанность выполнить работу, которая завершалась бы достижением определенного материального результата, а в обязательствах о предоставлении посреднических услуг деятельность контрагента направлена на совершение юридических и фактических действий, которые непосредственно не порождают материальных последствий.

   Существенные отличия имеются и между разновидностями самих посреднических соглашений, в частности, — комиссией и поручением. Если по договору комиссии комиссионер заключает сделки от своего имени, то по договору поручения поверенный выступает от имени доверителя.

Поэтому, вследствие сделок, заключенных поверенным с третьими лицами, права и обязанности приобретает непосредственно доверитель, тогда как по договору комиссии сделки, заключенные комиссионером с третьими лицами, для комитента каких-либо прав и обязанностей не порождают, поскольку это права и обязанности самого комиссионера.

Источник: http://brokstar.com.ua/stati/dogovor-komissii

Особенности договора комиссии на реализацию товара

Международный договор комиссии особенности

Комиссионный магазин – отголосок советского прошлого. Но заключать договора комиссии на реализацию товара все еще популярно среди компаний ведущих торговую деятельность. Мы разобрались в нюансах таких контрактов.

Напомним, что по договору комиссии одна сторона, то есть комиссионер обязуется по поручению другой стороны – комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Под такими сделками, как правило, понимается продажа товара.

Подобное соглашение может быть заключено на определенный срок или без указания периода его действия, с указанием или без территории исполнения, а также с условиями или без них, касающихся ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Об этих нюансах подробно написано в статье 990 Гражданского кодекса РФ.

И при исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученные товары по договору комиссии.

В свою очередь, комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок.

В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым, такие правила установлены статьей 999 Гражданского кодекса РФ.

Помимо уплаты комиссионного вознаграждения комитент обязан возместить комиссионеру израсходованные им суммы на исполнение поручения по продаже товаров. И если в законе или договоре не установлено иное, то комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента (ст. 1001 Гражданского кодекса РФ).

Простая форма

Учтите, что договор комиссии должен быть заключен в простой письменной форме. В соответствии со статьей 162 Гражданского кодекса РФ несоблюдение такой формы контракта лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства.

Обратите внимание, если вы заключаете договор по другой форме, то такой контракт будет считаться недействительным. Что касается существенных условий соглашения, то в нем должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить юридические действия поверенного, которые он должен совершить, – другими словами, они должны быть конкретизированы.

И в случае отсутствия указанных условий договор опять же не считается заключенным.

В приложениях к комиссионному договору, как и любому другому контракту, нужно указать все те условия, которые согласно тексту бумаги должны быть отражены в этих приложениях. Они, как, впрочем, и основное соглашение, должны быть подписаны всеми сторонами сделки или их уполномоченными лицами.

Пример из жизни

Стоит отметить, что договора такого вида широко применяется субъектами хозяйственной деятельности, то есть значение и роль такого контракта в условиях рыночной экономики достаточно велики.

Рассмотрим пример: в июле 2010 года компания «Контакт Плюс», являющаяся комитентом, поручила своему партнеру фирме «Сервис-центр», то есть комиссионеру, реализовать 10 копировальных аппаратов на сумму 60 000 рублей, в том числе НДС – 9 152,54 рубля.

Согласно заключенному соглашению комиссионное вознаграждение составляет 4 процента от цены, установленной компанией «Контакт Плюс», а также сумму дополнительной выгоды, в случае, если посредник реализует товар по более высокой цене, чем указано владельцем аппаратов.

Пример: в течение месяца организация «Сервис-центр» продала всю технику за 75 000 рублей, в том числе НДС – 11 440,68 рублей. Таким образом, его комиссионное вознаграждение составило: 60 000 рублей х 4% + (75 000–60 000 рублей) = 17 400 рублей.

Налоговая база по НДС в этом случае у компании «Сервис-центр» определяется следующим образом: ((60 000– 9 152,54 рублей) x 4% + (75 000–11 440,68 рублей) – (60 000–9 152,54 рублей)) x 18% = 2 654,24 рублей.

НДС, который начислит «Контакт Плюс» к уплате в бюджет после реализации партии копировальных аппаратов, составит 9 152,54 рубля. А к вычету примет НДС с комиссионного вознаграждения – 2 654,24 рублей.

Доходом в целях налогообложения прибыли у комитента будет являться сумма 63 559,32 рубля (75 000–11 440,68 рублей).

Расходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль у компании «Контакт Плюс», будет являться сумма комиссионного вознаграждения, включающая дополнительную выгоду, уплаченного фирмой «Сервис-центр» – 14 745,76 000 рублей (17 400–2 654,24 рублей).

Комиссионная отчетность

Что касается учета деятельности по договору комиссии, то тут нужно быть предельно внимательными. Дело в том, что заключение подобных сделок подразумевает предоставление отчетов.

Напомним, для того чтобы комитент отнес расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли, он должен возместить комиссионеру понесенные затраты, а тот, в свою очередь, должен представить комитенту отчет о произведенных расходах и передать соответствующие копии подтверждающих документов.

Что касается непосредственно отчетности между контрагентами, то согласно статье 999 Гражданского кодекса РФ комиссионер, исполнив поручение комитента, должен представить ему отчет.

И если комитент имеет какие-либо возражения по документу, то он должен сообщить об этом комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета или в другой срок, установленный соглашением.

Если же замечания к бумаге будут предоставлены с нарушением вышеуказанных сроков, то в соответствии с Гражданским кодексом РФ отчет уже будет считаться принятым, несмотря на возражения.

Главное – сроки

Имейте в виду, для комитента очень важно получить отчет вовремя. Ведь если он получит данный документ с опозданием, то может возникнуть и просрочка по уплате НДС.

В то же время гражданское законодательство не устанавливает срок, в течение которого комиссионер должен сообщить комитенту о произошедшей реализации.

А ведь несвоевременное уведомление может повлечь для комитента неблагоприятные последствия, именно поэтому в заключаемом контракте необходимо установить срок передачи отчета. Это может быть как конкретный день, так и период времени, в течение которого отчет должен быть передан.

Для того чтобы комиссионер «не забывал» исполнять свои обязанности, в договорах комиссии было бы неплохо прописать штрафные санкции в случае несвоевременного представления отчета. Помимо этого в договоре следует не только указать, как будет передаваться отчет (по факсу, курьером или иным способом), но и прописать то, каким образом представители комитента будут сообщать о его получении.

При ограничении сроков отчетности необходимо руководствоваться положениями статьи 316 Налогового кодекса РФ, в которой сказано, что если торговля ведется через комиссионера, то комитент определяет сумму выручки на дату реализации на основании извещения комиссионера о продаже принадлежащего комитенту товара.

И в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла продажа, комиссионер обязан проинформировать собственника имущества о дате его реализации. Таким образом, в Налоговом кодексе РФ прописана обязанность комиссионера и срок, в который тот обязан уведомить комитента о состоявшейся реализации.

Вот только форма отчета, в которой комиссионер должен известить комитента, в законодательстве не указана.

Самое интересное, что извещение можно передать даже устно, но, скорее всего, обеим сторонам будет удобно, если таким документом будет являться соответствующий отчет – в этом случае не придется дважды докладывать о проделанной работе.

Разрыв отношений

Полезным для обеих сторон договора комиссии будет предусмотреть в соглашении порядок и причины его расторжения. Как мы писали выше, комиссионный контракт может быть заключен как с указанием срока его действия, так и без оного.

И если период действия в договоре не определен, то комитент должен уведомить комиссионера о прекращении договора не позднее, чем за 30 дней.

Кроме того, стороны могут предусмотреть в договоре более продолжительный период для информирования комитентом комиссионера о прекращении действия контракта.

Имейте в виду, что комитент может отказаться от исполнения договора комиссии в любое время, при этом комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения (п. 1 ст. 1003 Гражданского кодекса РФ). Для того чтобы избежать разногласий между партнерами, целесообразно указать в договоре комиссии размер и порядок этого возмещения.

Заметим, что и у комиссионера есть аналогичное право, и если срок действия контракта не определен, то он также может его расторгнуть в любое время, предупредив о своем желании комитента не менее чем за 30 дней.

Юлия Лакша, эксперт журнала «Расчет»

Практическая энциклопедия бухгалтераВсе изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.Узнать подробнее

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n53228?ELEMENT_ID=53228

Договоры посредничества в законодательстве КНР и их использование для организации экспорта российских товаров

Международный договор комиссии особенности
Наталья Нырова E-mail: nyrov@email.kht.

ru

Оглавление

Опыт работы по продвижению российских товаров на китайский рынок показал, что главным недостатком торговой деятельности наших экспортеров является незнание ими законодательства той страны, куда они стремятся.

Маркетология как прикладная наука еще не видит, что юриспруденция также может являться методом изучения и освоения рынка.

Новых поставщиков, как бы ни был нужен их товар на рынке, нигде не ждут с распростертыми объятиями, и единственный выход для экспортера — это умение преодолевать многочисленные барьеры, установленные законодательством страны, защищающей свой рынок. У нас много маркетологов, экономистов, китаеведов, обслуживающих российско-китайскую торговлю, но они нередко пренебрегают юридическими вопросами, которые должны являться основой наших действий.

Так что хватит фантазировать, хватит выпячивать китайскую экзотику, а пора точно знать, что нам позволит торговый соперник.

Рынок соседнего Китая все больше привлекает российских экспортеров своим масштабом потребления, однако при попытке выйти на него они сталкиваются с его относительной закрытостью.

Это вызвано тем, что китайское законодательство не позволяет иностранцам создавать собственные (со 100%-ми иностранными инвестициями) компании, занимающиеся внешней и внутренней торговлей.

В качестве осторожного эксперимента и только в некоторых «экспериментальных регионах» (специальных зонах Шанхая и Шеньчжэня) правительство КНР разрешило создавать китайско-иностранные внешнеторговые СП, одновременно установив для них очень высокие требования1.

Например: 1) уставный капитал такой внешнеторговой компании должен быть не менее 100 млн юаней КНР; 2) доля китайского участника в уставном капитале СП должна быть не менее 51%; 3) также требуется для иностранного участника наличие в КНР официального представительства в течение трех предшествующих лет, или сделанных капиталовложений в КНР не менее 30 млн долл. США и др.

После вступления КНР в ВТО в конце 2001 г. Правительство КНР разрешило создавать китайско-иностранные торговые СП (а также кооперационные предприятия), которые могут заниматься оптово-розничной торговлей на территории КНР и приобретать торговые предприятия (магазины). Однако требования к таким предприятиям также высоки2.

Например: 1) уставный капитал розничного торгового предприятия должен быть не менее 50 млн юаней КНР (в центрально-западных районах КНР — не менее 30 млн юаней КНР); уставный капитал оптового торгового предприятия должен быть не менее 80 млн юаней КНР (в центрально-западных районах КНР — не менее 60 млн юаней КНР); 2) доля китайского участника в уставном капитале торгового СП должна быть не менее 35%, а в определенных случаях — не менее 51%.

Проще говоря, для большинства российских экспортеров невозможно создать в Китае собственную внешнеторговую или торговую компанию для ввоза российского товара в Китай и дальнейшей его реализации.

Это кажется особенно несправедливым и обидным при той свободе действий, которой пользуются китайские бизнесмены у нас в России. Они могут создавать в России собственные торговые компании и фактически торговать сами с собой через границу.

Такие возможности китайских бизнесменов в России фактически равны возможностям внутренней корпоративной торговли транснациональных корпораций.

Российским бизнесменам также известна созданная Китаем структура так называемых «приграничных экспортно-импортных компаний малой торговли», которые, имея таможенные льготы, фактически являются основными операторами по импорту российских товаров. Даже крупные компании, находящиеся в глубине Китая, для удобства торговли с Россией специально создают в пограничных портах-переходах компании приграничной торговли.

Таким образом, российские экспортеры для выхода на китайский рынок, т. е. организации продаж в Китае своих товаров, вынуждены прибегать к услугам китайских посредников — китайских экспортно-импортных компаний, как правило приграничных.

Конечно, в первую очередь мы говорим о таком российском товаре, в продаже которого, прежде всего, заинтересованы российские производители готовой продукции, полуфабрикатов и т. д. То есть о тех товарах, которые конкурируют с китайскими товарами на китайском рынке, или о тех товарах, которые мы хотим более выгодно продавать, не оставляя основную долю прибыли китайским посредникам.

Для этого мы должны брать инициативу в свои руки, самостоятельно работая с китайским потребителем напрямую, изучая, а то и формируя его потребности, используя китайских посредников в качестве «наемных» операторов, работающих за вознаграждение (комиссионные).

Для российского экспортера особое значение приобретает знание сильных и слабых сторон посреднических договоров, используемых в Китае.

В марте 1999 г. в КНР был принят новый закон «О договоре», который установил три вида посреднических договоров, таких как: договор поручения, договор комиссии и договор так называемого «чистого посредничества» (Международная Торговая Палата в 2000 г. разработала типовой контракт аналогичных отношений, но назвала его договором «случайного посредничества»).

1. Договор поручения

Договор поручения по китайскому праву представляет собой сложный комплекс отношений (табл. 1). Это вызвано уровнем развития торговли и предпринимательства в Китае. Сложность договора поручения позволяет участникам использовать различные комбинации отношений для реализации разнообразных возможностей коммерческой деятельности.

Договор поручения с китайским посредником необходим и целесообразен при подготовке товара к требованиям рынка КНР. Эти действия не являются торговлей в прямом смысле слова, но способствуют проникновению товара на китайский рынок

В настоящее время у каждого производственного или торгового предприятия имеются свои фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и оригинальные названия отдельных видов продукции.

Охрана этих прав собственника приобретает особое значение, так как производители и продавцы контрафактной продукции охотно используют объекты интеллектуальной собственности, не прошедшие государственную регистрацию и не защищаемые государством.

А в ряде случаев законодательство КНР прямо запрещает продажу на своей территории отдельных видов продукции, товарные знаки которых не зарегистрированы в КНР.

Поэтому при организации экспортной работы необходимо заключить договор поручения с патентными поверенными Китайской Народной Республики, чтобы они от имени доверителя осуществили государственную регистрацию товарных знаков.

Договор поручения также используется при возникновении внешнеэкономических и иных споров. В этих случаях договор поручения заключается с юристом или юридической компанией КНР в целях представительства интересов доверителя в государственном или третейском суде, а также в иных организациях КНР.

Не рекомендуется российскому экспортеру заключать договор поручения с китайским посредником для совершения торговых сделок, так как для оформления подобных отношений в законодательстве России и Китая предусмотрен договор комиссии, который учитывает особенности торговой деятельности комиссионера и соответствующим образом регулирует отношения сторон.

Таблица 1
Договор поручения

2. Договор комиссии

При установлении между российским экспортером и китайским посредником постоянных деловых отношений торговые сделки по продаже товара могут осуществляться на основе договора комиссии (табл. 2).

Договор комиссии обладает следующими преимуществами:

  1. расходы по организации продаж товара несет комиссионер (китайский посредник);
  2. комитент (российский экспортер) выплачивает вознаграждение комиссионеру только после исполнения поручения комиссии;
  3. если факт сохранения права собственности на товар имеет для комитента существенное значение, то при договоре комиссии перехода права собственности от комитента к комиссионеру не происходит;
  4. обязанным перед третьими лицами является комиссионер;
  5. в силу постоянства отношений комитента с определенным комиссионером, поставка товара на рынок приобретает постоянный характер, и у конечного китайского потребителя формируется привычка, а значит, и постоянный спрос на этот товар.

Недостатки договора комиссии:

  1. так как право собственности на товар остается за комитентом (российским экспортером), то он продолжает нести бремя содержания товара, а также риски его повреждения или уничтожения; комитент также должен распорядиться судьбой товара, если китайский посредник будет не в состоянии выполнить поручение по независящим от него причинам;
  2. российский экспортер должен тщательно и постоянно контролировать расходы комиссионера, с тем чтобы их величина не препятствовала росту объемов продаж;
  3. если стороны не определили применимое право к своим отношениям, то будет использоваться право страны комиссионера (китайского посредника);
  4. российский экспортер должен знать о возможных противоречиях, которые существуют между налоговым, валютным, таможенным законодательствами России и Китая.

Российский экспортер может привлекать китайского посредника в двойном качестве: в качестве комиссионера и в качестве покупателя российского товара. В этом случае российский экспортер заключает с китайским посредником долгосрочный международный договор комиссии.

Если в этом договоре комиссии российский экспортер предоставляет китайскому посреднику товар с отсрочкой платежа (на срок, установленный валютным законодательством для возврата валютной выручки за экспорт), то стороны могут предусмотреть в договоре один из вариантов: 1) комиссионер по истечении указанного срока возвращает комитенту нереализованный товар как находившийся в режиме временного вывоза; 2) комиссионер становится покупателем этого товара, т. е. полностью оплачивает его, приобретая на товар право собственности.

Таблица 2
Договор комиссии

3. Агентский договор

В настоящее время агентские отношения в китайском законодательстве отдельно не закрепляются (табл. 3). Так называемые отношения агентирования в Китае рекомендуется оформлять договором поручения.

Учитывая сложность договора поручения, участники должны максимально точно определить характер поручения, а также способ его исполнения посредником.

В таком договоре стороны должны определить, от чьего имени будет осуществляться исполнение поручения, и кому будут принадлежать приобретенные посредником права и обязанности по данному договору.

Практическую пользу при заключении международных агентских договоров могут оказать рекомендации Международной Торговой Палаты.

Таблица 3
Агентский договор

4. Договор «чистого посредничества»

Российские экспортеры могут привлекать китайских посредников для поиска китайских покупателей российских товаров, а также для содействия заключению сделки между российским экспортером и китайским покупателем напрямую. В данном случае между российским экспортером и китайским посредником может заключаться договор «чистого посредничества» (табл. 4).

Договор «чистого посредничества» также может способствовать заключению иных сделок, способствующих проникновению товара на китайский рынок (например, сделки комиссии или агентирования; бартерные сделки; создание совместного предприятия и т. д.).

Преимущества договора «чистого посредничества»:

  1. договор связывает только доверителя и посредника;
  2. доверитель может использовать посредника в течение всего периода работы по заключению сделки или ограничить участие посредника определенными рамками (например, только поиск возможных партнеров, сбор и перепроверка коммерческой информации) или подключить посредника после того, как необходимая информация уже имеется у доверителя;
  3. нет необходимости авансировать расходы посредника по исполнению поручения, так как расходы по исполнению поручения возлагаются на посредника;
  4. вознаграждение выплачивается посреднику только после заключения конкретной сделки;
  5. как правило, вознаграждение посреднику выплачивают обе стороны: доверитель и его контрагент по заключенной сделке.

Недостатки договора «чистого посредничества»:

  1. «заключенная сделка» еще не означает «исполненная сделка», а вознаграждение посреднику надо платить;
  2. исчисление, оформление и выплата вознаграждения посреднику порой вызывает вопросы органов налогового и валютного контроля обеих стран.

Таблица 4
Договор «чистого посредничества»

Таким образом, знание особенностей договоров посредничества, установленных правом КНР, вооружает российского экспортера инструментом построения справедливых отношений с китайскими посредниками и позволяет творчески и инициативно преодолевать барьеры, расширяя рынки сбыта своих товаров.

Автор
Нырова Наталья Николаевна Юрист-международник, китаевед, ст. преподаватель кафедры китайского языка факультета восточных языков Хабаровского гос. пед. университета. Шесть лет проработала в Китае в должности зам.

директора торгового представительства ряда российских компаний.

В настоящее время ведет работу по продвижению продукции российских предприятий в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Корея); решению внешнеэкономических споров; экономическому и юридическому консультированию по ведению бизнеса в названных странах.

E-mail: nyrov@email.kht.ru

Сноски

  1. Совместный документ Государственного комитета по планированию и развитию, Государственного комитета по экономике и торговле, Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР № 21 от 11. 03. 2002 «Руководящий перечень отраслей промышленности для иностранных инвестиций»; Приказ Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР № 3 от 30. 09. 1996 «Временное положение об экспериментальном создании совместных китайско-иностранных внешнеторговых предприятий», ст. 4, 16.
  2. Совместное письмо Государственного комитета экономики и торговли КНР и Министерства внешней экономики и торговли КНР от 25. 06. 1999 «Способы экспериментального создания торговых предприятий с иностранными инвестициями», ст. 4—6.

Источник: https://www.cfin.ru/press/practical/2002-12/04.shtml

Адвокат 24