Как в древней руси назывался штраф за преступление

Глава 2. Положение крестьянства в Киевской Руси

Как в древней руси назывался штраф за преступление
     В дневнерусском праве крепостью назывался символический или письменный акт, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и рабами.

На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина. В документах нет терминов «раб» и «холопка»: раб встречается только в церковно-литературных памятниках. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. До конца XV в.

на Руси существовало только холопство обельное, или полное, как оно стало называться позднее.

Оно создавалось различными способами:     1) совершением сделки купли-продажи при соблюдении определённых условий, а именно: наличие свидетелей при покупке и оплата в присутствии самого холопа;     2) добровольным вступлением свободного лица в личное дворовое услужение к другому без договора, обеспечивающего свободу слуги;     3) женитьбой на рабе без такого же договора.

     Показательно, что плен в качестве источника рабства не упомянут, потому что он не был таковым. Далее в законе подчеркивается, что долг, взятый деньгами или хлебом, не превращает должника в раба, а лишь налагает на него (вдача — должника) обязанность отработать свой долг в определённый срок.     Первые сведения о восточных славянах VI века н. э.

дают представление о славянском обществе лишь как о частично вышедшем из стадии родоплеменного строя. Сколько-нибудь ясных указаний на структуру этого общества указанные источники не дают, но тем не менее показывают наличие в нем богатых и знатных и рабов. Однако рабы не были основой производства. Пленников не превращали безусловно в рабов, на них смотрели скорее как на средство получения выкупа. Основой производства оставался свободный земледелец-общинник.

     Рабство в Киевской Руси

     Факт наличия рабов в то или иное время в том или ином обществе сам по себе очень мало говорит о характере производства и производственных отношений в данном обществе. Необходимо точнее определить место раба в производстве.     Вообще, в первом тысячелетии н. э. рабство у славян, по сообщениям римских авторов, носило патриархальный характер, пленных рабов отпускали за выкуп или включали в состав племени. Самые жесткие формы присущи рабству на ранних этапах государственности, когда в IХ-Х вв. рабы у славян являются предметом продажи и обогащения. В договорах с Византией (Х в.) фигурирует специальная «челядинная цена». В XI в. в русском праве уже действует принцип, согласно которому раб не может быть субъектом правоотношений, вступать в договоры. Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5 — 6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности — за подобные случаи назначалось церковное покаяние.     Обельный холоп не только сам зависел от своего государя, как назывался владелец холопа в Древней Руси, и от его наследников, но передавал свою зависимость и своим детям. Право на обельного холопа наследственно, его неволя потомственна. Существенной юридической чертой холопства, отличавшей его от других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.     В Русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием) с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.     Основным производителем в славянском обществе был не раб, а свободный член сельской общины, что характерно для Европы в целом. Это связано с тем, что крестьянин является более инициативным работником, так как сам заинтересован в качестве и количестве своей продукции. Однако из текста Русской Правды мы видим, что труд крестьянина не окончательно вытеснил труд раба. Рабство в Киевской Руси не развивается и имеет тенденцию к сокращению. В церковных хозяйствах, наиболее преуспевающих, рабский труд раньше, чем в хозяйствах светских землевладельцев, был окончательно вытеснен трудом крепостных. Так, к XIV веку на церковных землях рабы не встречаются вовсе.     О том, что рабство в Киевской Руси идет на убыль, говорит также и большое количество вольноотпущенников, которых Русская Правда и другие источники называют изгоями. Изгои — чаще всего вольноотпущенники, недавние рабы, главным образом сидевшие на пашне (упоминание об этом есть в летописях). Это одна из категорий крепостного состояния: изгои прикреплены к земле и передаются вместе с землей.

     Древнерусская вотчина

     В Русской Правде община известна под двумя терминами — мир и вервь. Мир, или вервь, — это территориально-общинная организация. Ее члены знают границы своей территории, знают друг друга, помогают друг другу в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Например, на территории верви произошло убийство. В случае ненахождения убийцы члены верви несут коллективную ответственность — обычай, установившийся еще в период господства родового строя. Новеллой для общины стала дикая вира — взносы членов общины в «фонд выплаты штрафов». Члены верви владеют землей на частном праве, имеют свое собственное движимое имущество, ведут индивидуальное хозяйство. Луга, леса и воды находятся в общем владении.     Однако из членов общины начинают выделяться богатые люди. У них больше земли, чем у рядовых общинников, обрабатывают ее они не лично, а пользуются трудом своей челяди. Они хорошо вооружены, могут укрепить своё жилище, могут защитить себя и своё имущество или сами организовать нападение, став во главе дружины. Часть этих богатых людей ведет свое происхождение от родовых старшин, другая, более многочисленная, достигла богатства и силы, сумев подчинить себе большое количество людей, используя внеэкономические методы принуждения. В этом процессе возникновения крупного землевладения и нужно искать корни крепостничества.     В договорах Руси с греками мы видим этих людей в довольно большом количестве. Это прежде всего сами князья и их родственники, а также окружающая их знать — бояре. Князья, их родственники и бояре являются крупными землевладельцами.      У них есть свои собственные дворы, иногда укрепленные замки, барская пашня, скот, но их хозяйство работает не для рынка, а для непосредственных нужд самого двора.     Если мы хотим наблюдать первых крепостных в наших источниках, мы прежде всего должны заглянуть в хозяйственную организацию боярской или княжеской вотчины. В центре вотчины стоит двор землевладельца, в котором живет либо он сам, либо его уполномоченный — огнищанин. Об огнищанине С.М. Соловьев говорит: «Объяснением слова огнищанин служит также позднейшее — дворянин, означающее человека, принадлежащего ко двору, дому княжескому, а не имеющего свой двор или дом, следовательно, и под огнищанином нет нужды разуметь человека, имеющего свое огнище. Под огнищанином разумелся только муж княж высшего разряда, боярин, думец княжеский, но не гридь, не простой член дружины, который собственно не принадлежал к огнищу или двору княжескому. К огнищанам, как видно из Правды, принадлежал тиун княж, но не вообще, а только огнищный и конюший» .     Огнищанину подчинены подъездной (сборщик поступлений с населения), заведующий конюшнями и тиуны; их жизнь охраняется самым высоким штрафом — 80 гривен. Далее следуют сельский и ратайный (пашенный) старосты; их жизнь охраняется штрафом лишь в 12 гривен.     Кроме княжеского или боярского жилища и помещений для вотчинного административного аппарата Русская Правда упоминает хозяйственные постройки — клеть. Называется также межа, отделяющая полевые участки, за нарушение которой назначается штраф в 12 гривен (для сравнения: кража коня карается лишь 3 гривнами).     После перечня лиц, принадлежащих к вотчинной администрации, идет барская челядь: «А за рядовича 5 гривень.     Тако же и за боярескъ» . В этом случае штраф взимается не за убийство, а в качестве возмещения за потерянную рабочую силу. Все они находятся под юрисдикцией князя (боярина), их нельзя судить без позволения господина. Это же ограничение существует в отношении и огнищанина, и тиуна, и смерда, хотя есть и различия.

     Рядовичи в Киевской Руси

     Рядович — это человек, заключивший с князем (боярином) ряд (договор). Русская Правда регулирует отношения князя с семьей рядовича в случае его смерти. Если рядович умирает до отработки оговоренного договором срока, не имея сына, который мог бы его заменить, его жена и дочь обязаны работать на князя из расчета отработки по 1 гривне в год. Таким образом, обязательства рядовича не прекращались с его смертью. Позднее зависимость этого типа стала называться кабалой.     В Пространной Правде очень четко описан один из видов рядовичей — закупы. Закупнем или наймитом называется работник, нанявшийся на известный срок и за известную плату, которую он получает вперед, в виде займа. Если наймит бежит от господина до срока, то становится полным (обельным) холопом, обелью. Наймит обязан платить господину за вред, причиненный по его вине хозяйству; господин может бить наймита за вину; но если будет бить без вины, то обязан заплатить за обиду, как свободному, а наймит в этом случае имеет право жаловаться князю или судьям.     Если господин захочет продать наймита как обель, то наймит получает полную свободу без обязанности выплатить господину взятое вперед, а тот должен заплатить за обиду определенную сумму. За преступления наймита перед правительством отвечает господин, при этом закуп становится ему обельным холопом.      Одна из разновидностей закупа — ролейный закуп, который работает в хозяйском поле, хозяйским инвентарем, отвечает за его пропажу и порчу и имеет надел для ведения самостоятельного хозяйства. Ролейный закуп защищен он несправедливых побоев штрафом, введенным Владимиром Мономахом после восстания 1113 г. в Киеве.

     Смерды в Киевской Руси

     В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии свободные — зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.     Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит: «А в смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список). В Археографическом же списке читаем: «А в смердьи в холопе 5 гривен». В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд является владельцем холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.      Статья 85 Устава Владимира Мономаха гласит: «Аже смердъ умреть, то заднивдо князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им» . Большинство исследователей трактует ее таким образом, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю, и он человек «мертвой руки», то есть не способен передавать наследство .      Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются. Смерд по ряду источников выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За «муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.     Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В ряде статей о свободных людях именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус необходимо специально выделить.

     Однако очевидно, что Русская Правда выделяет два вида смердов — свободный (государственный) и зависимый (господский). Русская Правда говорит преимущественно о зависимых смердах. Они судятся хозяином, их убийство рассматривается как имущественный ущерб хозяину, возникает право мертвой руки, когда имущество умершего без наследника (мужского пола) смерда переходит хозяину.

Источник: http://www.lants.ru/~toksanbaeva/chap2.htm

Преступления и наказания в Русской Правде

Как в древней руси назывался штраф за преступление

Уголовно-правовые нормы содержатся в Русской Правде и княжеских уставах. На языке Русской Правды преступления назывались «обидой».

Существовал ряд особенностей в понятии преступления:

  • Любое нанесение кому-либо материального, физического и морального вреда считалось преступлением (например, «ввод в церковь животных», «моление у воды» и т.д.). То есть преступным считалось только то, что причиняло непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу.
  • Субъектами преступления были: феодалы, городские люди, крестьяне. Холопы за совершенные преступления подлежали другой ответственности. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам. До середины XI в. холопа, ударившего свободного человека, можно было убить. После князя Ярослава это было запрещено, раба можно было только связать и бить, либо взять выкуп с его хозяина.
  • Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, не знает также понятия вменяемости, но ей уже известно понятие соучастия. Правда, проблема соучастия решалась просто: все соучастники преступления отвечали поровну, независимо от участия каждого в преступлении.
  • Русская правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла – прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое наказывается высшей мерой наказания – потоком и разграблением, убийство же «в сваде» (ссоре, драке) – только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое -это низменное убийство, а убийство в драке может быть оправдано с моральной точки зрения. Если человек убил вора в своем дворе, он освобождался от наказания. Если преступление было совершено в пьяном виде, оно считалось более легким и, следовательно, наказывалось меньше. Кроме того, Русская Правда отличает покушение от окончательного преступления. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Что касается объективной стороны состава преступления, то Русская Правда еще не знает преступлений, совершаемых путем бездействия.
  • Наиболее ярко сословная природа древнерусского права проявляется при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различалась в зависимости от положения потерпевшего. Так, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен. Жизнь «княжеского мужа» оценивалась двойной вирой в 80 гривен. Жизнь зависимых людей оценивалась в 12 и 5 гривен, которые даже не назывались вирой. Жизнь, честь, имущество холопов не охранялись совсем, так как они не были субъектами права.

Жизнь женщин и мужчин защищалась неодинаково. Так, в Русской Правде есть статья, в которой говорится, что за убийство женщины положено такое же наказание, как за убийство мужчины, в том случае, если она не была виновата (если не давала повод к гневу и убийству). Если бы в судебной практике не было колебаний по этому поводу, не было бы смысла вводить эту статью.

Виды преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Однако это не означало, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно.

Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Так, князь Изяслав, вернувшись с польским войском в Киев, немедленно казнил всех, принимавших участие в восстании 1068 года.

Таким образом, организация восстаний против князя и участие в них карались смертной казнью, Также наказывалась измена, нарушение вассальной верности.

Каждый из родов включал в себя довольно разнообразные виды преступлений. Назовем следующие преступления против личности:

Убийства. За убийство в ссоре (на пиру, под влиянием внезапного возбуждения) полагался штраф; за убийство в разбое (определялось чисто внешними признаками) – рабство и конфискация имущества. Хотя Русская Правда не предусматривала наказания за убийство князя, княгини, представителей церковных властей, другие источники свидетельствуют, что такие преступления наказы вались смертной казнью.

Телесные повреждения (им посвящено очень много статей в кодексах):

  • раны, наносимые оружием;
  • удары, наносимые рукой, палкой или другими предметами;
  • отнятие руки, ноги, глаза (подробно оговаривалось повреждение каждой части тела).

За повреждение пальцев с виновного брали штраф 3 гривны (из них пострадавшему – одна), за выбитый зуб – 12 гривен (из них пострадавшему – одна). Если раньше действовал принцип талиона: «око за – око, зуб за зуб», то теперь за око и зуб платили деньги. Побои считались более тяжким преступлением, чем нанесение ран оружием.

Преступления против чести (оскорбление действием или словом). Русская Правда отличает только оскорбление действием:

  • вырывание волос, бороды и усов;
  • толкание к себе и от себя.

Княжеские уставы знают и состав оскорбления словам, где объектом преступления нанялась преимущественно честь женщины.

Этот вид преступления относился к церковной юрисдикции (хотя церковь наказывала и за оскорбление действием).

За оскорбление словом замужней женщины – жены боярина – налагался штраф 5 гривен золота в пользу пострадавшей и 5 – в пользу епископа; за оскорбление жены крестьянина – 5 гривен серебра церкви.

Среди имущественных преступлении наибольшее внимание уделено краже. Кража в Киевской Руси называлась татьба, а вор – тать. Разные редакции Русской Правды предусматривают разные виды наказаний за кражи. Наиболее тяжкими видами татьбы считались:

  • конокрадство;
  • кража из закрытых помещений;
  • поджог жилых и нежилых помещений.

Эти виды преступлений влекли за собой поток и разграбление (рабство и конфискацию имущества). Такая строгая мера наказания определялась тем, что конь был важнейшим средством производства, а поджег – самым быстрым и опасным способом уничтожения чужого имущества.

Нередко он применялся как средство социальной борьбы, когда закабаляемые крестьяне хотели отомстить своему господину, И наконец, поджег считался чрезвычайно опасным, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город.

Зимой это могло привести к гибели большого количества людей» оставшихся без крова и предметов первой необходимости.

К имущественным преступлениям также относились:

  • порча межевых знаков;
  • порча бортных деревьев;
  • злонамеренное повреждение скота оружием;
  • повреждение оружия и платья;
  • злостное нежелание признать долг.

Русская Правда выделяет недозволенное пользование чужим имуществом. Так за пользование чужой лошадью налагался штраф 3 гривны (в те времена это звучало так же, как сейчас угон машины).

В княжеских уставах говорится о преступлениях против церкви и против семьи. К преступлениям против церкви относились:

  • церковная кража;
  • разграбление могил;
  • посечение крестов;
  • ввод в церковь птиц и животных;
  • моление под овином, в рощах, у воды (имеются в виду старые языческие обряды);
  • колдовство;
  • урекание (оскорбление словом);
  • зелейничество (употребление ядовитых трав во вред другим).

Насаждая новую форму брака, церковь усиленно боролась против остатков языческих традиций, поэтому к преступлениям против семьи относились:

  • брак между родственниками в недозволенных степенях родства и свойства;
  • двоеженство (штраф 40 гривен);
  • роспусты;
  • самовольный развод (12 гривен).

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Источник: https://pravo-znanie.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/244-prestupleniya-i-nakazaniya-v-russkoj-pravde.html

Вира штраф в Древней Руси

Как в древней руси назывался штраф за преступление
Юридический сленг

Прежде чем изготавливать трудный документ, необходимо мысленно разложить содержание на три необходимых групп. Последние не обязательно будут напечатаны в той же последовательности.

Обязательно следует сформулировать к чему вы желаете в результате, освободившись выпишите причины. Важными могут быть местные порядки, решения судов, обычаи. Введение принципиально важная часть, который вносит след.

Также стремитесь понять кому адресован составляемый просительный документ и кто будет его увидеть.

Вира – мера наказания за убийство в Древней Руси, которая выражалась во взыскании с виновного денежного штрафа в пользу князя, как представителя общественной власти, также вирой именовались денежные возмещения за ряд других преступлений.

Величина виры в Древней Руси, напрямую зависел от общественной значимости убитого и его знатности. Как и вергельд, вира пришла, как альтернатива кровной мести (по Правде Ярославля, сначала вира взималась, если нет мстителя) и постепенно совсем вытеснила этот обычай тех времен.

Стоит отметить, что вира взыскивалась не только с преступника, но и в некоторых случаях с общин, например, когда убийца не был известен.

Что такое Вира? Значение и толкование слова vira, определение термина

Вира

— денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древней Руси. За увечье платилось полувирье.

— денежный штраф в Древней Руси в пользу князя за уголовные правонарушения. Сборщика штрафов называли вирником.

— по Русской Правде штраф за убийство свободного гражданина в пользу князя.

штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума посоветовала ему не казнить разбойников, а взять с них виру. По Русской Правде, взималась только при отсутствии мстителя.

Наряду с вирой, шедшей в пользу князя, Русская Правда говорит о головничестве, поступавшем в удовлетворение претензий потерпевшего. Когда убийца не был известен, община — вервь. на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру. В XVI в.

в случае невыдачи «душегубца» предусматривалась уплата виры крестьянами наместникам и волостелям. С. Ю.

— денежный штраф за убийство, установленный «Русской Правдой». В зависимости от социального положения убитого вира дифференцировалась в широких пределах: от 80 гривен (за убийство огнищанина. тиуна ) до 5 гривен (за убийство смерда. холопа ).

в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль — город центр Ярославской области (с 1936), на.

Ясак — (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15.

Ясельничий — (от ясли ящик для корма скота), придворный.

См. также в других словарях:

ВИРА — (сканд.). Денежная пеня за убийство или увечье, которую взыскивали с преступника, по древнерусским законам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. ВИРА денежная пеня за увечье и убийство, налагавшаяся на… … Словарь иностранных слов русского языка

ВИРА — жен. ·стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа ·стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник муж. сборщик виры. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

вира — 1. ВИ/РА, ы; ж. В Древней Руси: денежная пеня (штраф) в пользу князя за убийство свободного человека. 2. ВИ/РА, межд. [от итал. vira поворачивай] Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: поднимай. вверх! (противоп. ма/йна). * * * вира в… … Энциклопедический словарь

вира — штраф, вверх, начинай подъем, поднимай Словарь русских синонимов. вира сущ. кол во синонимов: 6 • вверх (15) • выть … Словарь синонимов

ВИРА — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье … Большой Энциклопедический словарь

ВИРА — 1. ВИРА1, виры, жен. (ист.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. 2. ВИРА2, межд. (итал. vira поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (срн. майна). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИРА — 1. ВИРА1, виры, жен. (ист.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. 2. ВИРА2, межд. (итал. vira поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (срн. майна). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИРА — ВИРА. У такелажников, строителей выражение в знач. поднимай вверх! В. помалу! (команда). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВИРА — ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье. Источник: Энциклопедия Отечество штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума… … Русская история

«ВИРА» — термин, применяющийся в гражданском флоте. Означает выбирай, поднимай, тащи вверх. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л. Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Книги

  • Наш кок Вася (аудиокнига MP3). Виктор Конецкий.

    В состав диска вошли два рассказа: НАШ КОК ВАСЯ — о мальчишке-поваре, который, как выяснилось уже после выхода судна в рейс, абсолютно не умел готовить, и ФОМА ФОМИЧ ВИНСТИТУТЕ КРАСОТЫ -… Подробнее Купить за 218 руб аудиокнига

  • Петр Ниточкин к вопросу о матросском коварстве (аудиокнига MP3).

    Виктор Конецкий. На этом диске вы услышите забавные случаи и веселые байки из корабельного быта, рассказанные героем произведений В.Конецкого Петром Ниточкиным и прочитанные Народным артистом России и другом… Подробнее Купить за 218 руб аудиокнига

  • Шпион его величества (аудиокнига MP3). Ефим Курганов.

    «Шпион его Величества» — это увлекательнейший и насыщенный поражающими воображение подробностями роман о Войне 1812 года. Герой романа, Яков Иванович де Санглен, прежде всего — «шпион,… Подробнее Купить за 205 руб аудиокнига

  • Другие книги по запросу «ВИРА» >>

    Вира

    Большой Энциклопедический словарь

    ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

    Толковый словарь Ушакова

    виры, ж. (истор.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. междом. (ит. vira — поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (ср. майна ).

    Толковый словарь В.Даля

    ж. стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник м. сборщик виры.

    Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

    вира [вира] 1. ж. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (на Руси IX-XIII вв.). 2. межд. разг. Команда при подъеме тяжестей с помощью крана, лебедки и т.п. соответствующая по значению сл. поднимай! вверх! (противоп. майна ).

    Источники:
    mosadvokat.org, www.onlinedics.ru, dic.academic.ru, oldword.ru

    Следующие статьи:

    Источник: http://bfmac.com/yuridicheskij-sleng/vira-shtraf-v-drevnej-rusi.html

    Что, где, почем? Киевская Русь.

    Как в древней руси назывался штраф за преступление
    sh: 1: usd: not found

    «Русская Правда» — сборник правовых норм древней Руси, привязываемый к князю Ярославу, прозваному впоследствии Мудрым. Это, по сути, уголовный (и, отчасти, уголовно-процессуальный) кодекс Руси XI века.

    Здесь определена система наказаний за те или иные преступления и правонарушения, и наказания эти в большинстве своем оказываются денежными штрафами.

    Что, в общем-то, разумно — лучше получить приход в княжескую казну, чем изводить ценный человеческий ресурс, закрывая в темницах, или лишая живота.

    Различают т.н. «Краткую» и «Пространную» редакции. Краткая относится как раз к началу-середине XI в. — времени Ярослава и его сыновей. Пространная редакция — более поздний документ, расширенный и дополненный уже более отдаленными потомками Ярослава. Мы будем оринтироваться на Краткую редакцию, изредка, впрочем, привлекая и соответствующие статьи Пространной.

    Большинство штрафных санкций, определенных в Русской Правде (всякие виры, полувирья, продажи и проч. штрафы) взымалось в пользу князя. Потерпевшие далеко не всегда могли рассчитывать не какую-либо компенсацию, хотя в некоторых случаях предусматривалась выплата и для них (это называлось за обиду, хотя и обиды зачастую забирал князь).

    Как княжеские штрафы, так и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись как правило в гривнах, но использовались и другие денежные единицаы — куны, ногаты, резаны.

    Тут, кстати, надо отметить, что гривна в контексте Русской Правды  — это не шматок серебра весом 150–200 граммов, как нам рассказывалось в учебнике истории. Гривна была не только весовой, но и денежно-счетной единицей, и называлась она гривна кун.

    Гривна кун по ценности была эквивалентна ¼ части весовой (новгородской) гривны, и содержала 51 грамм серебра. А складывалась она из монет разных номиналов в таких соотношениях: 1 гривна = 25 кун, или 20 ногат, или 50 резан.

    Дирхем (дирхам) — арабская монета,активно ходившая на Руси в X–XI вв.под названием куны, или ногаты(вес  2,83 грамма, серебро 900-й пробы)

    Сами монеты — куны и ногаты были, как правило арабскими дирхемами, активно ходившими тогда на Руси (более полновесные — ногаты, менее полновесные — куны; содержали они в среднем где-то 2,55 и 2,04 гр. серебра соответственно). Резаны — это были куны, разрезанные пополам — для удобства в более мелких расчетах (т.е., резана ≈ 1,02 гр. серебра).

    Так вот, всюду, где в Русской Правде говорится о гривне — имеется в виду гривна кун, а ценность ее в современных деньгах составляет 718 гривен.
    Остальные монеты: куна ≅ 28,7 гривны, ногата ≅ 35,9 гривны, резана ≅ 14,36 гривны.

    Ну-с, и теперь, после нашего краткого историко-нумизматического экскурса, можно досконально разобраться — что почем в Русской Правде в переводе на современные деньги.

    Убийство

    Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словенин, то назначить за него 40 гривен.

    Здесь говорится об убийстве свободного человека (словенин, изгой), посему не исключалась и кровная месть по старым понятиям. Однако, даже если родственники отказывались от мести, убийца все равно попадал на крупный денежный штраф в пользу князя — виру.

    Такой же штраф взымался за убийство младшего госслужащего, сиречь, княжеского дружинника сержантско-рядового состава (русин, гридин, купец, ябетник, мечник). Составлял же он 28714 грн. в современных деньгах. О женщине. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же будет виноват, то платить полвиры 20 гривен.

    Между прочим, о женщине вспоминают только а Пространной редакции, в Краткой о ней не говорится ни слова.
    Но и здесь она ценится ровно вполовину: 14357 грн.

    А вот за убийство княжеского офицера — одного из старших дружинников (огнищанин, тиун, старший конюх) — штраф уже вдвое больше, чем за рядового: Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен. А за княжеского тиуна 80 гривен.

    А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.Кстати, здесь мы видим еще и зачатки прецедентного права — Изяслв Ярославич создал прецедент, по которому голова старшего конюха стала приравниваться к головам других госслужащих первого ранга: 57428 грн. на наши деньги.

    Впрочем, остальной княжеский штат, не входивший в дружину, ценился ниже: А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.
    Впоследствии к ним приравняли и других работников: …а за ремесленника и за ремесленницу — 12 гривен.
    Это был эквивалент 8614 грн. И совсем уж низко оценивались лично зависимые люди, не имевшие практически никаких прав: А за княжеского рядовича 5 гривен. А за смерда и за холопа 5 гривен.Всего-навсего 3589 грн.

    Телесные повреждения

    Наказывалось также причинение как тяжких, так и менее тяжких телесных повреждений.
    Хотя за обиду здесь все платилось князю, пострадавший таки мог в некоторых случаях получить какую-то компенсацию.

    Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.За драку с причинением телесных повреждений провинившийся рисковал потерять 8614 грн. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.
    А вот это уже серьезно. Изувеченный чел без руки — это чистый убыток для князя, его можно сразу списывать в утиль. Он не сможет ни хлебопашествовать и гречкосеять, ни мечом махать в княжеской банде-дружине, охраняя, либо, наоборот, кошмаря тех самых хлебопашцев и гречкосеев. Посему и штраф здесь — как за цельного живого человека: 28714 грн. нынешними деньгами. Впрочем, впоследствии, в Пространной редакции, санкции были смягчены, а пострадавшему стали давать компенсацию: Если посечет руку, и отпадет рука или усохнет, или нога, то полувиры 20 гривен, а пострадавшему за увечье 10 гривен.Князю в мошну 14357 грн., а калеке — 7178 грн. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.
    Пальцы, как и руки, тоже ценились. За поврежденный палец своего верноподданного князь получал 2154 грн.
    Сам верноподданный на первых порах не получал ничего, но потом и ему стало кое-что перепадать: …а пострадавшему гривна кун. То есть, 718 грн. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.
    Ага! Усы и бороды издревле почитались на Руси, составляя основную гордость и главный предмет мужского гардероба. Потому насильное их лишение наказывалось так же, как нанесение серьезных телесных повреждений. 8614 грн. рисковал отдать посягнувший на ту мужскую красу (отдать, разумеется, князю; лишившийся чести, достоинства и растительности на лице удовлетворялся лишь морально). В более поздней Пространной редакции защищались и другие фрагменты лица: О зубе. Если выбьют зуб и кровь видят у него во рту, и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю, а за зуб гривна.Тот же тариф: 8614 грн. Однако, и пострадавшему причиталось компенсация размером в 718 грн. (хотя в наши времена этого явно не хватило бы на дантиста). Наказывалось, между прочим, не только нанесение, но намерение нанесения телесных повреждений. Угроза действием, так сказать. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
    Вот так-то, не в меру горячий скандалист рисковал расстаться с вполне ощутимой суммой в 718 грн. (в эквиваленте). Самоуправство с переходом в самосуд также не допускалось: Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
    Короче, без княжьего дозволения пороть розгами никого не дозволялось. Штрафы при этом дифференцировались: за пересичного — 2154 грн., а за чиновника — аж 8614 грн. Штрафы эти, естественно, шли князю, пострадавшему лишь позже стали давать некоторую денежную компенсацию на оздоровление: …а за муку гривна кун — 718 грн. Кстати, что смерду, что  человеку государеву эта самая компенсация на оздоровление была одинаковой. А вот если холоп чей-то позволял себе распускать руки — за него штраф платил хозяин: Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен…
    Так что за буйство своего холопа (раба по сути) хозяин лишался 8614 грн. Но не надо думать, что холоп мог невозбранно дать по сусалам любому встречному. Вот продолжение этой статьи: …а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его. Буде случался такой казус — хозяин рисковал деньгами, а холоп — таки жизнью.

    Рекламная пауза:

    При кражах обиды зачастую платились уже потерпевшему.
    Хотя и князь не оставался внакладе, взымая свои штрафы (а иногда — и плату за обиду брал в свою пользу).

    Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.За угон транспортных средств без корыстных побуждений угонщик штрафовался: 2154 грн. нынешними деньгами (в пользу князя).
    За их кражу (равно как и за кражу оружия или одежды) уплачивалась та же сумма штрафа, но потерпевшему — за обиду (хотя и обиду князь мог взять себе). А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.
    А вот такса на движимое двуногое и говорящее имущество была гораздо выше — 8614 грн. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
    Водные транспортные средства оценивались сравнительно невысоко.
    За украденную лодку владелец получил бы 431 грн. компенсации, а князь — естественно, вдвое больше: 861 грн. штрафа. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
    Насчет пернатых — здесь имеются в виду как домашние, так и те, что попали в сети для ловли птиц. Компенсацию получал обворованный, и, надо сказать, даже по нынешним деньгам вполне приличную: 258 грн. (за голубя или курицу), либо 431 грн. (за утку, гуся, журавля, лебедя). В любом случае 861 грн. штрафа причиталась князю. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.
    А вот за кражу животного, пригодного для княжеской охоты, штраф был гораздо серьезнее — 2154 грн. (за обиду). Обиженным здесь был, разумеется, князь. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.
    Штраф за кражу сена или дров составил бы 258 грн. (разумеется, в пользу князя).
    Впоследствии, впрочем, была введена компенсация потерпевшему: …а сколько возов украдено, то владельцу получить за каждый воз по 2 ногаты. Это, кстати, дает представление о стоимости воза сена или дров в те времена: 72 грн. на наши деньги. Надо сказать, более чем дешево. Если украдут овцу, или козу, или свинью, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.
    Кроме стандартных княжеских штрафных санкций в размере 861 грн. (кстати, если воров было несколько — то с каждого), здесь еще, обратим внимание, поощряются и добровольные помощники тогдашних копов, выказавшие ретивость в поимке воров. Размер поощрения, правда скромный — всего 144 грн.
    Ну, а итого: вор рисковал попасть на суммарные штрафные санкции в 1005 грн. За прочих домашних животных полагались вот такие штрафы: А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
    Это, напоминаем, штрафы, а не реальная стоимость скота. В пересчете на современные деньги получаются следующие суммы.

    • Конь княжеский — 2154 грн.
    • Конь смерда ценился, разумеется, дешевле княжеского — 1436 грн.
    • Кобыла шла почти вполцены (как, впрочем, и всякая женщина) — 861 грн.
    • Вол оценивался в 718 грн.
    • Коровушка-кормилица ценилась в 574 грн., причем с возрастом цена ее росла, т.к. за трехлетку брали 431 грн., а за годовалую — всего 359 грн.
    • Теленок ценился невысоко — 72 грн.
    • Дешевле теленка был только баран (равно как и приравненный к нему ягненок) — 36 грн.

    Повреждение имущества

    Наказывалось не только воровство, но и повреждение чужого имущества.

    А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.
    Князь, лишившись своих любимых медов хмельных, наказывал злоумышленника за это строго — как за кражу коня. Штраф составлял 2154 грн. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.
    Ну, а за попытку захвата пахотных земель рейдеру грозил штраф в размере, эквивалентном 8614 грн.

    Оплата труда

    Наконец, единственная статья Русской Правды, касающаяся оплаты труда: А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, то взять столько же.
    Подрядчику, взявшемуся за ремонт моста, либо установку ограды, работа оплачивалась сдельно, и весьма скромно — в размере, равном 36 грн. Это, на минуточку, даже меньше, чем поденная работа на винограднике в древней Иудее (см. Иудея. Новозаветные времена, Труд виноградарей).

    Источник: http://bubelo.in.ua/money/historia/?kievrus,oldjustice&usd

    Адвокат 24