Как оформить дорогу в муниципальную собственность

Дороги и иные специфические объекты: можно ли признать право собственности

Как оформить дорогу в муниципальную собственность

В судебной практике зачастую возникают вопросы, связанные с признанием права собственности на специфические объекты, которые по ряду признаков отнесены к недвижимому имуществу, но по сути таковым не являются.

Речь идет об асфальтовом покрытии (бетонном замощении и ином имуществе), право собственности на которое заявители пытаются легализовать в судебном порядке.

В каких случаях возможна такая легализация, а в каких нет?

В гражданском законодательстве предусмотрено несколько способов приобретения права собственности на объекты недвижимости и вводится специальная регистрационная про­цедура, что не должно вызывать каких-либо спорных или неопределенных вопросов.

Построил объект недвижимости с соблюдением норм и правил, регулирующих вопросы строительства, — приобрел право собственности на объект.

Приобрел объект по договору, например договору купли-продажи, договору мены, — приобрел право собственности на объект и т.д.

Однако в судебной практике все чаще возникают сложные вопросы по применению положений Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, регулирующих порядок приобретения прав собственности на объекты недвижимости.

Верховный суд РФ и Высший арбит­ражный суд РФ неоднократно давали разъяснения нижестоящим судам по вопросам толкования норм прав, как через принятие постановлений пленумов судов, в том числе совместных, так и путем рассмотрения конкретных споров в порядке надзора (см. табл.

1 и 2). Несмотря на обилие разъяснений, вопросы остаются.

Почему так важна легализация

Вначале попробуем разобраться, почему владельцы дорог и других специфических объектов так стремятся закрепить право собственности на них как на объекты недвижимости.

Причин несколько.

Первая. Российский правопорядок, в отличие от германского, взял на вооружение принцип, согласно которому «судьба земельного участка следует судьбе недвижимос­ти, расположенной на данном земельном участке». Это вытекает, в частности, из положений, например, ст. 271, 552 ГК РФ и ст. 1, 35 ЗК РФ.

Так, в ст.

271 ГК РФ закреп­ляется, что собственник здания, сооружения или иной недвижимос­ти, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Собственник недвижимос­ти, находящейся на чужом участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по свое­му усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Вторая причина: лицо, владею­щее на праве собственности объектом недвижимос­ти, расположенном на чужом земельном участке, имеет значительные привилегии в отношении данного участка по сравнению с иными третьими лицами.

В частности, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды данного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п. 3 ст. 35 ЗК РФ). Собственники зданий, строе­ний, сооружений, если иное не установлено федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Третья причина: признание права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, в контексте ст. 36 ЗК РФ, поз­воляет вывести данный учас­ток из государственной или муниципальной собственности. То есть муниципалитет, например, может лишиться земельного участка, который впоследствии будет ему необходим для решения социальных задач (обустройство сквера, парка и т.д.).

Таким образом, признание права собственности на специфический объект (асфальтовое покрытие, бетонное замощение и т.д.) открывает возможность легализации прав и на земельный участок.

Формулировки ГК РФ как источник разногласий

Из положения п. 1 ст.

130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вместе с тем, решая вопрос об отнесении соответствующего объекта к категории недвижимости на основании п. 1 ст. 130 ГК РФ, суды не всегда приходят к правильному выводу. Причина кроется в неточности самой формулировки, позволяющей относить к недвижимости многие объекты, которые, по сути, таковыми быть не могут. В судебной практике сложилось два подхода к решению данного вопроса.

Первый подход: право собственности признается

Источник: https://www.eg-online.ru/article/249471/

Прекрывать общие дороги на частных земельных участках запретят

Как оформить дорогу в муниципальную собственность

Документ, образно говоря, открывает все шлагбаумы. Любой собственник будет обязан бесплатно пускать соседей и вообще всех людей ходить по жизненно важным дорогам.

Дороги на частной земле сделают общедоступными и бесплатными

Проект вносит поправки в Земельный кодекс, которые прописывают, что публичный сервитут в отношении мест общего пользования, оказавшихся на частной земле, устанавливается в обязательном порядке и является безвозмездным. Публичный сервитут, если говорить совсем просто, и есть право пользования чужой землей.

Законопроект внес в парламент первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов.

Кстати, на сайте газеты «Ваши 6 соток» он представлен как селькор, ведущий постоянной рубрики.

В свое время так сложилось, что в частные руки попала масса участков, являющихся по сути землями общего пользования. Новые хозяева, по его словам, часто злоупотребляют своим правом, закрывая другим проход.

— Они блокируют возможность прохода и проезда жителей, а также членов их семей, гостей и лиц, находящихся с ними в трудовых и гражданско-правовых отношениях, до своих жилых домов. Ограничивают проезд экстренных государственных служб — МЧС, «скорой помощи», технических и сервисных служб к жилым домам. Требуют плату за проход и проезд, — рассказывает Андрей Туманов.

В результате часто вспыхивают конфликты.

При этом реального механизма защиты прав соседей нет. По данным Андрея Туманова, например, только в Истринском районе Московской области подобная ситуация наблюдается примерно в 10 поселках с общим количеством более 800 домовладений и общей численностью жителей порядка 6000 человек.

РГ + Россия 24: Верховный суд защитил права дачников

Однако есть и другая сторона проблемы. Часто новые собственники сами создают инфраструктуру, которой раньше не было. Допустим, строят ту же дорогу. Вполне резонно, что они не хотят пускать даром тех, кто не имел к строительству дороги отношения.

По словам экспертов, в такой ситуации люди имеют полное право перекрыть общий доступ.

Если дорога построена за счет средств граждан, то она является частной, и следовательно использование данной дороги допускается только по соглашению с собственниками или по решению суда, сказал один из юристов, опрошенных «РГ».

К тому же жизнь бывает сложнее. Допустим, на земле садового товарищества пролегла старая дорога. Часть собственников решила скинуться и отремонтировать. Часть решила сэкономить. После ремонта та половина собственников, что скинулась, закрывает дорогу от посторонних. Как быть? И, главное, кто прав?

Проблема и в том, что закон не прописывает детально многие подобные вещи.

Несколько лет назад началась работа по обновлению Гражданского кодекса. Планируется, что последний блок поправок в Гражданский кодекс как раз и пропишет соседские права. Как рассказал недавно «РГ» председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, блок поправок, касающихся вещных прав, затрагивает интересы всех.

— В этом блоке будет все, что связано с правом собственности, в том числе и вещное право, — сказал он.

Но пока идет работа над тем блоком поправок, сможет ли решить все проблемы нынешний проект? Юристы разошлись во мнениях.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат:

Считаю, что внесение изменений в Земельный кодекс РФ решит проблему использования земель общего пользования, на которые в соответствии с законодательством 90-х годов выдавалось право собственности в нарушение прав третьих лиц.

Так в 90-х годах органы власти предоставляли право собственности на земельные участки в упрощенном порядке, участки предоставлялись без проведения публичных слушаний и, следовательно, без учета мнения третьих лиц — собственников соседних участков.

Таким образом, право собственности возникало на имущество, которое является имуществом общего пользования, что привело к нарушению прав и законных интересов собственников соседних участков.

В основном это случаи, когда садовое товарищество приобретало право собственности на земельный участок, на котором находится единственная дорога, соединяющая соседний дачный поселок с федеральными трассами.

Мария Кольздорф, партнер юридической компании:

Проблема состоит в том, что граждане приобретают землю для строительства домов, но не получают доступа к ним, т.к. дороги остаются в собственности продавцов — частных лиц.

Это вызвано тем, что продавцы территорию нарезают на несколько участков, одни — для строительства, другие — для дорог и иных мест общего пользования. Участки для строительства они продают, а на других участках организуют дорогу и оставляют у себя в собственности.

Затем собственники участков, по которым фактически проходит дорога, часто требуют непомерной платы за их использование, а в случае несогласия препятствуют их использованию.

Саму идею законопроекта следует приветствовать. Но в той редакции, как он сейчас изложен, он не сможет в полной мере решить проблему.

В частности, согласно законопроекту сервитут будет устанавливаться только в отношении участка, который согласно градостроительной документации относится к участкам общего пользования или является общим имуществом.

Однако не всегда участки с дорогами относятся к указанному имуществу. При наличии такой редакции законопроекта часть граждан не смогут получить защиту.

При этом при такой формулировке могут пострадать интересы других лиц — собственников земли, которая по какой-либо причине (в том числе ошибочно) отражена в градостроительной документации как территория общего пользования.

Михаил Кюрджев, партнер адвокатского бюро:

Если у определенного количества собственников жилья, проживающих на территории поселка, возникает желание на собственные средства построить инфраструктурные объекты, будь то дорога, система уличного освещения или колодец, они в праве организовать СНТ или Товарищество собственников недвижимости с созданием фонда содержания и развития инфраструктуры. Создав такой фонд и установив правила внесения средств, участники товарищества могут ограничить право пользования ими по своему усмотрению, если это не ограничивает прав других. Например, нельзя в отсутствие альтернативных дорог запретить передвигаться по ней. Но если права не нарушены, то товарищество может допустить возможность вступления новых участников. То есть если вы изначально не вкладывали средства в строительство дороги, но хотите пользоваться ею наравне с участниками, вы можете стать одним из них, уплатив взнос.

Источник: https://rg.ru/2015/08/20/proezd.html

Дороги в поселке: оформление прав

Как оформить дорогу в муниципальную собственность

Вариантов оформления земли, занятой дорогами, инженерными коммуникациями и другими объектами общего пользования, в коттеджном поселке три. Первый: дороги в собственности государства — Российской Федерации, которая уполномочила муниципалитет управлять и распоряжаться ими.

Второй: земля под дорогами и инженерными сетями принадлежат собственникам индивидуальных домовладений (членам дачного партнерства, садоводства, кооператива) в долях или совместно.

И третий: земля оформлена в собственность третьих лиц (физических или юридических, в том числе застройщика поселка, управляющей компании или ДНП, СНТ и пр.).

«Пусть они позаботятся»

По мнению Дмитрия Майорова, генерального директора компании «Русь: Новые Территории», первые два варианта плохие. Если земля, на которой проложены дороги и сети, в собственности государства, то именно оно — в лице муниципальных властей — отвечает за уборку, ремонт и содержание дорог и сетей.

Поэтому муниципалитеты не стремятся принимать на баланс такие участки, хотя обязаны это сделать, например, при ликвидации юрлица, ранее владевшего землей. После этого участки попадают в раздел выморочного имущества и должны быть оформлены в госсобственность.

Передача муниципалитету земли под дорогами и сетями, кроме обязанности по уходу и содержанию, влечет и другие последствия, объясняет Дмитрий Майоров. Во-первых, эта земля должна быть общедоступной. Контроль въезда, шлагбаумы и ограждение поселка становятся незаконными.

Во-вторых, если муниципалитет не ремонтирует дорогу, жители поселка за свой счет это сделать уже не смогут. Эта обязанность лежит исключительно на госсобственнике, по закону он должен выбрать подрядчика на конкурсной основе, профинансировать эти работы из бюджета, и никак иначе.

Если домовладелец заделает яму в асфальте перед своим домом, конечно, его не обязательно привлекут к ответственности, как не штрафуют каждого нарушившего ПДД. Но знать, что это незаконно, стоит.

И третье, самое неприятное для жителей коттеджного поселка, последствие: собственник земли вправе перенести, реконструировать или иначе распорядиться дорогами и сетями.

Преимущество передачи земли с дорогами и сетями в собственность государства — единственное: освобождение от уплаты земельного налога. Но и оно, отмечает Дмитрий Майоров, сомнительно: для участков в частной собственности под дорогами и сетями можно установить кадастровую стоимость в размере один рубль.

Доля дорожная

Второй вариант, когда участками с дорогами и сетями владеют в долях (или совместно) жители коттеджного поселка, по мнению Дмитрия Майорова, тоже плох: как показывает практика, сособственникам редко удается договориться и любой вопрос о расходах на ремонт и содержание общего имущества становится яблоком раздора.

Отдельный клубок проблем связан с переходом этой доли в общем имуществе при продаже домовладения в поселке.

Как быть, если покупатель откажется приобретать долю в собственности на дорогу? Или продавец домовладения — продавать свой кусочек дороги? Как оформлять отказ от преимущественного права выкупа сособственников?

Долевое или совместное владение дорогами и инфраструктурой в коттеджных поселках используется, но реже, чем оформление территорий общего пользования в собственность третьих лиц. По мнению юриста, руководителя юротдела «Русского Фонда Недвижимости» Максима Финионова, несмотря на все сложности при переходе прав, владение долей в собственности на землю под дорогами и сетями дает владельцу больше возможностей по защите своего права на проход/проезд и пользование сетями.

В третьем лице

Третий вариант, окруженный мифами и страшилками, — оставление земельных участков, предназначенных для дорог, в собственности третьих лиц: девелоперской, аффилированной с ней управляющей компании, ДНП или частных лиц. Собственник дороги в таком случае вправе ограничиватьи устанавливать плату за частичное пользование земельным участком, по которому проложены сети или дорога.

Это и становится «заботой» частных владельцев участков. Обеспечение беспрепятственного прохода и проезда владельцев к наделам зависит от собственника дороги, а отсюда возникают вопросы в разумности платы за пользование дорогой, а также различные спекуляции, связанные с ограничением права проезда для решения других вопросов (оплаты задолженности по коммунальным платежам и пр.).

На участках в составе населенных пунктов, то есть предназначенных под ИЖС, подобные проблемы редки, поясняет Максим Финионов.В ДНП, в качестве которых функционирует большинство коттеджных поселков, случается, что правление или УК завышают плату, а затем закрывают доступ, например, задолжавшим за охрану, вывоз мусора, ремонт или другие услуги в поселке.

При этом обязательство по обеспечению прохода/проезда может быть установлено или по соглашению с собственником, или в судебном порядке. Оба варианта означают установление платы за частичное пользование участком, но плата не должна быть большой, говорит Максим Финионов. Судебная практика по восстановлению права прохода/проезда владельца к своему участку уже сложилась.

И тех, кто препятствовал реализации этого законного права, еще и обязывали компенсировать ущерб.По-хорошему, осуществляя размежевание земельного массива на индивидуальные участки и их кадастровый учет, добросовестный собственник вновь образованной дороги должен заявить при постановке на кадастровый учет дороги о назначении земли, предназначенной под нее.

То есть, говоря юридическим языком, установить сервитут — право беспрепятственного проезда/прохода по дороге. И тогда это отразится в кадастровом паспорте «дорожных» участков и в публичной кадастровой карте.

Установление сервитута, то есть ограничения, обязывающего собственника обеспечить беспрепятственный проход и проезд по своему участку, — действенный способ защиты прав дачников и садоводов, считает главный юрист «Русского Фонда Недвижимости».

Это самый прозрачный для покупателя вариант, когда в публичной кадастровой карте отражена предъявляемая застройщиком поселка планировка территории с землеотводами под дороги, скважину и электроподстанцию и указано назначение этих наделов. Портал Росреестра (pkk5.rosreestr.ru) дает возможность быстро провести исчерпывающую проверку.

В последние годы кадастровый учет изменился, и есть прецеденты, когда кадастровый паспорт на участок получен, даже если к нему нет прохода/проезда, то есть вопрос с дорогой не решен. Максим Финионов рекомендует проверять подъезд перед покупкой земли, иначе придется отстаивать свои права через суд.

Ни прокуратура, ни милиция в подобные конфликты не вмешиваются, добавляет Дмитрий Майоров: это спор о соблюдении гражданских прав, поэтому его должен решать суд.

Максим Финионов, руководитель юридического отдела компании «Русский Фонд Недвижимости»

В старых садоводствах земля под дорогами была или в аренде, или в собственности СНТ. Затем садоводам разрешили приватизировать эти участки в долях или в совместную собственность. Покупателю домовладения или участка в таком садоводстве надо требовать оформления доли в собственности.

Но и без этого ограничение права прохода/проезда и различные спекуляции этим (для взыскания долгов по эксплуатационным платежам, платы за содержание общего имущества) будет незаконным: по закону собственник участка имеет право проходить и проезжать к нему.

Для тех, кто это право ограничивает, судебное разбирательство чревато не только принуждением разрешить частичное пользование участком, но и взысканием ущерба в пользу того, чье законное право ограничивалось.

Совет покупателям участков: если в публичной кадастровой карте данных о назначении участков под дорогами нет, проверяйте документы на землю под дорогами у продавца. Для этого лучше привлечь специалиста по земельному праву. Схему планировки территории поселка можно проверить в отделе архитектуры и градостроительства в районной администрации.

Схему планировки территории поселка, на которой разграничены частные наделы и участки общего пользования, утверждает местный орган власти. Она называется «Проект организации и застройки ДНП», объясняет Дмитрий Майоров, по сути, это проект планировки территории.

На схеме обозначены проходы/проезды ко всем участкам, и построить на них, например, дом, нельзя. До утверждения схемы планировки территории риски покупателей участков повышаются многократно.

Если застройщик предлагает «сырой», не готовый продукт, значит, он не выполняет свою работу, за которую хочет получить деньги с покупателей, считает Дмит­рий Майоров.

При покупке домовладения в коттеджном поселке в договоре с девелопером (собственником) должно быть прописано, как будет в дальнейшем организована жизнь, кому будут принадлежать сети, дороги, спортплощадки и прочее и какие обязательства по содержанию этого имущества берет на себя покупатель.

Защитой от завышенной платы может служить репутация девелопера и ситуация в построенных и управляемых им поселках.

Источник: https://zagorod.spb.ru/articles/5095-dorogi_v_poselke_oformlenie_prav

Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами

Как оформить дорогу в муниципальную собственность

Зачем муниципалитету выявлять и ставить на учет бесхозяйные дороги

Муниципалитеты неохотно занимаются выявлением бесхозяйных дорог. Они опасаются, что придется тратить время и деньги на оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, а затем нести расходы на содержание.

У такого бездействия могут быть негативные последствия.

Органы прокуратуры заинтересуются бесхозяйной дорогой, выяснят, что у нее нет собственника, и обяжут муниципалитет поставить имущество на учет и оформить на него право муниципальной собственности.

Пример 1. Прокуратура Черноярского района Астраханской области провела проверку исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном из муниципалитетов Черноярского района прокурор выявил бесхозяйные автомобильные дороги общего пользования.

Он установил, что муниципалитет не принимал в собственность данный объект недвижимости, что создавало угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.

Орган местного самоуправления — единственный, кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК). Судьи поддержали прокурора.

Они обязали муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет в Росреестре, а также зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (решение Черноярского районного суда от 31.08.2010 по делу № 2–401/2010).

В этой статье мы собрали рекомендации по организации работы с бесхозяйными дорогами.

Как выявить бесхозяйные дороги

Правовой режим бесхозяйных вещей, правила их учета и приобретения в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК).

Выявлять бесхозяйное имущество и проводить с ним работу — задача органов местного самоуправления (ст. 225 ГК).

Конституционный суд подтвердил право муниципальных образований проводить работу по выявлению, учету и приобретению в собственность бесхозяйного имущества (определение от 02.11.2006 № 540-О).

Порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен. Поэтому органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают такой порядок самостоятельно.

Кроме дорог местного значения через населенный пункт могут пролегать дороги общего пользования федерального, регионального значения, межмуниципальные и частные дороги. Чтобы выявить бесхозяйные дороги, нужно провести инвентаризацию и обследование всех автодорог.

 Для этого администрация муниципального образования формирует комиссию из 3–5 человек. Как правило, ею руководит глава муниципального образования. В комиссию могут входить работники администрации муниципального образования.

По согласованию с органами местного самоуправления можно включить и заинтересованных лиц. Комиссия выявляет дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным и не являющиеся частными.

Затем из них исключают те, которые внесены в реестр собственности муниципального образования, — дороги местного значения. Оставшиеся дороги будут бесхозяйными.

По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.

Бесхозяйные дороги можно выявить и случайно:

  • при проведении ремонтных работ;
  • по обращениям физических или юридических лиц;
  • в ходе проведения контрольных мероприятий по использованию объектов на территории муниципалитета.

Если дорога выявлена по заявлению физических или юридических лиц, то муниципалитет должен провести проверку поступившей информации с выездом на место и внести сведения о дороге в перечень бесхозяйного имущества.

Что делать с выявленными бесхозяйными дорогами

Органы прокуратуры признают оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием. Но постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета.

Такой вывод поддерживают некоторые суды (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33–1566/2015, постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.09.2010 № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008).

После выявления бесхозяйной дороги орган местной власти должен принять одно из четырех решений.

1. Признайте дорогу дорогой местного значения, оформите ее в муниципальную собственность и тем самым примите на себя бремя ее содержания.

2. Обратитесь в Росавтодор или исполнительный орган государственной власти вашего региона и предложите включить дорогу в перечень автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения.

3. Обратитесь в суд, чтобы оспорить акт, которым дорогу не включили в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

4. Передайте автодорогу в частную собственность физическим или юридическим лицам.

При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.

Как принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность

Когда вы примете в муниципальную собственность бесхозяйную дорогу, придется содержать не только ее, но и технологически связанные с ней объекты. Таковыми считаются объекты, которые имеют отношение к использованию дорог для движения транспортных средств.

Это мосты, эстакады, шумозащитные и ветрозащитные сооружения. Тепловые, электрические и иные сети и объекты коммуникаций, размещенные в пределах дороги, но функционально к ней не относящиеся, не считаются технологически связанными с дорогой объектами.

Обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В то же время орган местного самоуправления может утвердить порядок использования полос отвода автодорог и придорожных полос. Тогда их можно сдавать в аренду и тем самым пополнять местный бюджет.

Если бремя содержания бесхозяйной дороги не пугает, не оттягивайте ее оформление в муниципальную собственность. Пока вы не завершите эту процедуру, муниципалитет не может воспользоваться средствами муниципальных дорожных фондов для ремонта дороги.

Чтобы принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность, следуйте алгоритму из шести шагов.

1. Подготовьте техническую документацию — технический паспорт на дорогу и кадастровый на землю под ней. Такая документация включает топографический и ситуационный планы расположения автодороги, а также ее количественные и технические характеристики. При наличии сведений об объекте в кадастре недвижимости и кадастрового номера готовить техническую документацию не нужно.

2. Подготовьте документацию для постановки на учет.

3. Поставьте дорогу на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в управлении Росреестра по региону.

4. Обратитесь в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по истечении года со дня постановки объекта на учет.

5. Включите дорогу в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения главы муниципального образования при вынесении судом положительного решения.

6. Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по региону.

Поставьте бесхозяйную дорогу на учет

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету (п. 3 ст. 225 ГК).

Орган местного самоуправления подает заявление в Росреестр. Форму возьмите в приложении 1 к приказу № 931. Приложите описание и план дороги, удостоверенные организацией по учету объектов недвижимого имущества (БТИ).

Если дорога не имеет собственника или собственник неизвестен, приложите выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Приложите заявление собственника, если он отказывается от права собственности. Все прилагаемые к заявлению документы представьте в двух экземплярах.

Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается. Росреестр примет решение о принятии на учет дороги не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит документы. При положительном решении вас уведомят о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Обратитесь в суд

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд.

Подайте заявление в суд по месту нахождения имущества. В заявлении укажите:

  • кто и как выявил бесхозяйную дорогу;
  • когда Росреестр поставил ее на учет в качестве бесхозяйной;
  • что у данной дороги нет собственника либо он неизвестен.

Орган по управлению имуществом должен доказать в суде, что установить собственника дороги невозможно. В качестве документальных доказательств можно использовать документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Включите автодорогу в реестр и зарегистрируйте право собственности

Если суд вынес положительное решение, дорогу включают в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы муниципального образования (см. образец). На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН.

Выяснилось, что у имущества есть собственник. Что делать

Муниципалитет не всегда должен регистрировать право муниципальной собственности на поставленное на учет имущество. Возможно, у этого имущества уже есть собственник.

Пример 2. Муниципалитет поставил на учет в Росреестре в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества.

Это решение оспорила компания, которая получила данный объект по договору купли-продажи, использовала его по назначению и уже подала документы для государственной регистрации права на данное имущество.

Компания обратилась в суд и потребовала удалить из реестра запись о том, что недвижимость бесхозяйная.

Суд удовлетворил исковые требования. Он указал, что вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК).

Объект нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не дает основания признать объект бесхозяйным (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13).

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20180610/

Государственная регистрация прав на автомобильные дороги

Как оформить дорогу в муниципальную собственность

Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?

Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему:  вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.

Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.

1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Таким образом, согласно позиции Минэкономразвития  России (Письмо от 11.07.2014 N Д23и-2426 «О рассмотрении обращения»)   вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.       

Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Государственная регистрация на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании ст.25 Закона, то есть:

правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);

разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Кроме вышеуказанного основания для государственной регистрации,  основным критерием, который использует законодатель при установлении наличия права собственности на автомобильные дороги в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является включение таких дорог в соответствующие перечни автомобильных дорог. Так, все автомобильные дороги, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, а также включенные в перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью; автомобильные дороги, включенные в перечни региональных и межмуниципальных автомобильных дорог как общего, так и необщего пользования, — собственностью субъекта Российской Федерации и т.п. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В 2014г. Красноярским отдела Управления Росреестра по Астраханской области было зарегистрировано право собственности на 18 автомобильных дорог. Основаниями для государственной регистрации в соответствии со ст.

17 Закона служили: решения судов; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договор о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельским советом от 13.06.1997г.;  .

Что касается вопроса о государственной пошлине за государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, то для физических лиц она составляет – 2000 рублей, для юридических лиц – 22000 рублей в соответствии со ст.333.33 Налогового Кодекса РФ.

Источник: http://www.astrgorod.ru/podrazdeleniya/gosudarstvennaya-registraciya-prav-na-avtomobilnye-dorogi

Адвокат 24