Как оформить домашнее обучение ребенку

О чем надо помнить при переводе ребенка на домашнее обучение

Как оформить домашнее обучение ребенку

Разберемся, кому категорически не подходит домашнее обучение, а для кого этот вариант может стать единственно возможным.

В последние годы все большую популярность в нашей стране приобретают различные формы домашнего образования для детей школьного возраста.

О том, стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение и как это сделать, рассказывает Екатерина Казак, психолог, автор детской игры «Мир в конверте» и мама троих сыновей.

Федеральный закон «Об образовании» предусматривает несколько форм домашнего обучения. Надо отметить, что именно родители вправе выбирать форму образования, подходящую их детям.

Надомное обучение относится исключительно к случаям, когда обучение с посещением учебного заведения для ребенка невозможно. Учитель часто приходит на дом, ребенок учится, сдает экзамены дистанционно или в присутствии учителя.

Дистанционное образование близко к надомному. Ребенок также зачисляется в школу, но обучается удаленно. Обучающийся должен регулярно писать контрольные работы в соответствии со школьным учебным планом.

Семейное обучение — самая свободная форма. Ребенок обучается по индивидуальному плану, который определяют для него родители. При этом ребенку необходимо пройти программу, определенную Министерством образования, а знания подтвердить аттестацией.

Давайте разберемся, для кого прежде всего подходит домашнее обучение и для кого эта форма обучения может стать единственно возможной.

• Для детей, чьи родители считают систему обучения в школе устаревшей, которых что-то не устраивает в школьной системе образования. Например, большое количество учеников в классе, качество преподавания тех или иных предметов и так далее.

• Семьям, которые часто перемещается с места на место в связи с особенностями работы родителей. Частые смены школ и классов могут сказаться негативно на ребенке, поэтому в этом случае домашняя форма обучения может стать идеальным вариантом.

• Семьям, которые живут очень далеко от школы. Временные и материальные затраты по доставке ребенка в школу и обратно часто ложатся непосильным грузом на всю семью.

• Детям, которые занимаются профессионально спортом или музыкой. В этом случае выбор учебного учреждения падает на специализированные школы, но такие школы не всегда находятся рядом с домом.

В оформлении нет особых сложностей. Несмотря на то что закон един для всей страны, на местах в отделениях департамента образования могут быть свои бюрократические нюансы.

Для начала надо пойти в школу к завучу по учебной части.

Лучше это сделать в конце мая или начале июня.

В лучшем случае завуч (или директор) пообщается с вами и обсудит все необходимые детали. Если конструктивной беседы не получилось по тем или иным причинам, то необходимо оставить секретарю школы заявление о вашем решении (обязательно с присвоением номера) и идти в местный департамент образования.

В соответствии с выбранной формой вы пишете заявление и заключаете со школой договор, по которому школа обязана предоставить бесплатно все обучающие материалы, а вы обязуетесь проходить аттестацию.

Такой договор заключается 1 раз в год. Именно в договоре вы прописываете взаимоотношения со школой: нужны ли вам учебники, общение с учителем, возможность посещения каких-то уроков, дополнительных кружков и секций, а также частоту и форму аттестации. Это важный вопрос!

Продумайте заранее, что вы хотите от школы.

Когда я заключала договор со школой для обучения среднего сына, наша школа предложила нам массу вариантов взаимодействия (на дистанционной форме обучения): от посещения уроков по выбору в любой день недели до полностью экстернатной формы сдачи экзаменов, то есть раз в триместр или раз в год.

Мой сын имеет право посещать все экскурсии со своим классом, праздники, мероприятия, олимпиады по желанию и может вернуться на обычную форму обучения в любой момент.

Для моего ребенка такая форма обучения стала самой эффективной и комфортной.

Домашнее обучение подходит далеко не всем, и об этом надо помнить.

• Такая форма не подойдет для активных детей-экстравертов, для них учеба дома будет сущим наказанием.

• Домашнее обучение требует большой вовлеченности родителей. Следить за школьной программой, расписанием, достижениями, провалами — все это требует дисциплины прежде всего от взрослого.

Если родители не готовы вовлекаться в учебный процесс, то переход на домашнюю форму чреват потерей качества образования для ребенка.

• Школа дает ребенку не только образование, но и социализацию. Если ребенок получает образование дома, родители должны позаботиться, чтобы их ребенок посещал дополнительные кружки и секции, расширяющие представление о мире и других людях.

Домашнее обучение не должно становиться для ребенка тюрьмой.

Мир очень сильно изменился за последнее десятилетие. Возможности удаленного образования поистине безграничны. Существует огромное количество онлайн-школ, видеоуроков по школьной программе и не только, позволяющих дать ребенку прекрасное образование, не выходя из дома.

Shutterstock/VOSTOCK

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/o-chem-nado-pomnit-pri-perevode-rebenka-na-domashnee-obuchenie.htm

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Как оформить домашнее обучение ребенку

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

                                                                                                                                              Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.   

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.  
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

                                                                                                                                               Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.   
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

                                                                                                                                          Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью.

Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем.

Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.  
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.  

       Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/3-vida

Перевести ребенка на домашнее обучение — скачать инструкцию к действию. Образование — Справедливо.Центр

Как оформить домашнее обучение ребенку

Перевести ребенка на домашнее обучение

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение:

– семейные обстоятельства;

– медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей.

Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов:

ШАГ 1. Изучаем учебное заведение

Первое, что нужно сделать – это изучить устав выбранного учебного заведения. В котором обязательно должен быть прописан пункт о домашнем обучении. Если этого не предусмотрено, скорее всего, вы получите отказ и вам придется искать другое заведение.

https://www.youtube.com/watch?v=9ZGovh55xS8

Также вы можете попытаться обратиться в департамент образования местной администрации и попросить его представителей предоставить вам список школ, в устав которых включено домашнее образование.

ШАГ 2.Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ»

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать Уведомление лично или по почте (образец – в приложении к Инструкции).

Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

ШАГ 3. Идем в школу

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение, и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме.

В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения.

Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.

С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы.

Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением. Теперь это делать не обязательно.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть.

Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора.

Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

– с хроническими заболеваниями;

– с затяжной болезнью;

– которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно.

Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК).

Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок. Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего за ребенком; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).

Один клик по кнопке ниже – и мы вышлем полезную инструкцию «Перевести ребенка на домашнее обучение» с образцами заявлений вам на почту.

Джамал Гиназов

Скачать

Источник: http://spravedlivo.center/instrukcii/obrazovanie/perevesti-rebenka-na-domashnee-obuchenie/

5 советов, как перевести ребёнка на семейное обучение (и не стать жертвой бюрократии)

Как оформить домашнее обучение ребенку

Мне частенько задают вопросы про переход на семейную форму обучения в духе «нужно ли сначала в РОНО звонить, может, направление какое-то взять?» или «бывает ли так, что в уставе школы нет семейной формы — как быть?». На самом деле не существует никаких секретных алгоритмов, даже не обязательно заучивать закон об образовании и пламенно цитировать его на встрече с директором.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Типичная попытка оформить ребёнка на семейное обучение и прикрепиться к обычной «дворовой» школе, как правило, заканчивается в приёмной директора таким диалогом:

— Могу я попасть в школу на семейное?

— Нет.

— Ну ладно…

И поникший родитель разводит руками, мол, что тут поделать, нельзя так нельзя, им виднее. И предаёт свои идеалы. 99% людей не догадываются, что если не упустить несколько процессуальных моментов, можно сэкономить кучу времени и нервов.

1. Не надо ни о чём серьёзном спрашивать в школе устно, пишите письменное заявление

Главный интерес администрации школы — не соблюдение ваших законных прав, не выполнение законов и даже не интересы ребёнка, а наименьшее количество проблем.

Поэтому директор может наговорить что угодно: «Такой формы обучения вообще нет», «Вы же без педагогического образования, вам нельзя», «У нас нет в уставе, идите в другую школу» — в общем, всё что угодно, чтобы не усложнять себе жизнь.

Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, вероятно, обратите внимание на то, как директор поменялся в лице (это значит, что вы на правильном пути).

Скорее всего, вам скажут, что «это неправильное заявление, у нас нет такой формы обучения, мы не можем его принять». Разумеется, такой ответ будет неправдой по всем пунктам.

Школа — это государственное учреждение, поэтому, согласно № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязано принять ваше заявление и принять меры по его обработке. Даже если вы заявляете, что на ваш балкон высадились марсиане и основали колонию.

В заявлении можно использовать оборот «в соответствии со статьёй 17 закона „Об образовании в РФ“ прошу…» — так будет понятнее, что закон вы уже читали и препираться по этому поводу бессмысленно, ну и общее впечатление внушительнее.

А чтобы сохранить тёплые отношения и не выглядеть врединой, скажите, что, конечно же, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Делайте два экземпляра — один для себя, на вашей копии документа должны поставить отметку о приёме заявления (печать, подпись, дата)

Русская смекалочка вдохновляет людей решать проблемы очень неожиданным образом. Например, знаю историю, как в военкомате секретарь случайно уронил личное дело призывника за сейф, что лишило парня шанса отдать долг Родине.

Возможно, когда вы достанете второй экземпляр и попросите поставить отметку о приёме, вы заметите, что ваш собеседник вскинет бровь или нахмурится: во-первых, «потерять» заявление при таком раскладе намного сложнее, во-вторых, становится понятно, что перед ним человек, который знает, что делает.

Кстати, возможно, как раз в этот момент у директора впервые появится мысль, что план по отфутболиванию вас с вашим семейным не самая хорошая идея и стоит рассмотреть другие варианты.

Ну и на крайний случай заявление можно заказным письмом отправить, но это уж совсем для каких-то экстремальных комбинаций, я бы предпочёл в таком случае перейти к следующему пункту.

3. Обращайтесь за разъяснениями в вышестоящие инстанции

Если школа даёт вам письменный отказ, если школа не даёт никакого ответа, если школа вовсе отказывается принимать заявление, если они выставляют какие-то странные условия (к примеру, выполнять дома и предоставлять для проверки всё те же работы, что ученики делают на очной форме) — значит, пора расширять круг общения!

Можно написать в РОНО (районный отдел образования), в городской комитет по образованию и даже в министерство образования (лично мне удобнее оказалось в комитет по образованию СПб, быстрее и содержательнее получается). Для веселья можно передать привет ещё и уполномоченной по правам ребёнка и в министерство образования. В особых случаях стоит отправить письмо и в прокуратуру.

Значительно упрощает дело то, что обращения всем им можно подать не вставая со стула, через интернет, и они будут обязаны дать на них ответ по почте, на бланке и с печатью. В эти же инстанции можно и нужно писать, когда школа потребует приходить и писать контрольные, откажется выдавать учебники или оформлять ученический билет.

Когда вы приходите к директору школы и показываете письменный ответ, к примеру, из комитета по образованию, то общаться становится значительно проще. А если вы написали в РОНО, то, вероятно, вам в течение нескольких дней из школы сами позвонят и пригласят поговорить.

4. Сразу по делу вам, конечно же, никто не ответит

Когда вам придёт ответ из какого-то госоргана, куда вы обращались, не спешите радоваться, сначала почитайте, что вам написали. С вероятностью 99% на конкретный вопрос вам ответили отпиской.

Ну, к примеру, спрашиваете вы, должна ли школа выдавать рабочие тетради — в ответе будут процитированы статьи закона об образовании, где что-то упоминается про учебные пособия, а конкретного ответа на ваш вопрос не будет даже близко. Неужели всё пропало?

Ничего подобного, абсолютно рабочий момент! Пишете следующее обращение, где указываете, что не получили ответа по существу на своё предыдущее обращение и просите всё-таки дать конкретный ответ на свой вопрос, как это и должно происходить по закону (тот же № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Не забудьте указать номер ответа на предыдущее обращение (а лучше приложить и предыдущее обращение, и ответ на него). После этого часто приходит нормальный ответ.

5. Сохраняйте спокойствие и улыбайтесь

Вы значительно упростите себе жизнь, если не будете относиться к администрации школы и другим госслужащим как к личным врагам. Это такие же переговоры, как торг о цене помидоров на рынке, — его можно вести спокойно и вежливо.

Ну и, конечно же, выбросьте из головы «нельзя с ними ссориться и злить их, иначе потом боком выйдет». Возвращаясь к помидорам: не получится хорошо торговаться, держа в голове мысль «если я назову слишком низкую цену, то обижу людей, и они вообще откажутся мне помидоры продавать».

По моему опыту, чем активнее ты заявляешь о своих законных правах, тем меньше администрация школа хочет с тобой как-то конфликтовать, и появляется желание нормально договориться.

Как я разочаровалась в домашнем обучении

8 причин, почему французские школьники завидуют русским

12 фильмов, которые нужно посмотреть с ребёнком

Источник: https://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/50347-5-sovetov-kak-perevesti-rebenka-na-semeynoye-obucheniye-i-ne-stat-zhertvoy-byurokratii

Как оформить документы на семейное обучение

Как оформить домашнее обучение ребенку

Поговорим про юридическое оформление семейного образования в РФ. Незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. По моему опыту, у нас в образовании больше боящихся, чем пострадавших от законов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я ещё не видела родителя, который бы сам сел и прочитал закон «Об образовании». Да и из системы образования таких людей тоже не встречала. «А зачем их читать/что это изменит?» и «Нас никто не учил/не повышают нашу квалификацию» (железный аргумент, если вдуматься).

Де юре

В РФ действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он большой — приведу основные тезисы статьи 17:

«В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».

Это значит, что мы реализуем своё право, когда забираем ребёнка из школы. Более того, имеем законное право пройти промежуточную (любые экзамены с 1 по 8 класс включительно) и итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) в любой школе (формально школа, в которой вы учились и переходите на СО, или просто школа по месту жительства, не может отказать). Читаем статью 17 дальше:

«Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения (…) промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Опять же формально вы можете водить ребёнка в школу на определённые предметы, а другие изучать самостоятельно, но, забегая вперед, скажу, что законодатели ничего не написали относительно того, как эти отношения следует оформлять с образовательной организацией, поэтому в разделе «де юре» остаётся только разрешение, которое не понятно как использовать на практике:

«Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Зато нам прямо разрешают сдавать любые аттестации экстерном. Пишите заявление о досрочном прохождении аттестации и всё — вам должны предоставить возможность реализовать своё право. Возможно, одновременно с другими учащимися и в удобное для образовательной организации время, но отказать вам формально не могут — об этом часть 3 статьи 34:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (…) бесплатно.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

Теперь ответ на самый конфликтный вопрос: кто решает, как учиться и чему учиться — школа или родитель? Читаем указание в части 4 статьи 63:

«Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка».

Кто тут жаловался на то, что у нас тоталитарная страна? Получите самый демократический закон — и это Закон об образовании! Да европейцы в своей демократической Европе офигевают от наших свобод! Интересно, кто его и как протащил, и благодаря какому лобби его приняли.

Родитель и только он в РФ решает — учить своего ребёнка в школе или нет

Неясно, конечно, как законодатели собираются «учитывать мнение ребёнка», но требовать директору школы подпись вашего несовершеннолетнего ребёнка (прецеденты есть) на заявлении о переходе на семейное образование — глупо, смешно, а вообще-то грустно.

Зато в законе точно написано, кого нужно информировать (информировать, а не спрашивать разрешения) при переходе на семейное образование. И это, на удивление, не школа — читаем часть 5 статьи 63:

«(…) При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

Как вы должны уведомлять орган местного самоуправления, подробно написано в местных подзаконных актах. Мы живём в Перми, в нашем случае это Постановление Администрации города Перми № 301 от 29.04.

2014 «Об утверждении Порядка учёта детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного образования (…)».

Наверняка в каждом муниципалитете есть подобное. Информацию об этом в большинстве случаев публикуют на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.

В приложениях к нашему Постановлению приведены следующие формы:

  • Заявление об организации получения образования в форме семейного образования с прохождением промежуточной и итоговой аттестации в муниципальном общеобразовательном учреждении, которое нужно писать на имя директора школы.
  • Уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования, которое нужно оформлять «В департамент образования администрации города Перми».

И то, и другое нужно отдавать в школу, а школа уже должна передавать в департамент. Снова не совсем очевидно, почему так, но инструкции в этом конкретном постановлении даны точные.

Всем настоятельно рекомендую отдавать заявление и уведомление с одним сопроводительным письмом под подпись секретарю школы с проставлением номера входящего на вашем экземпляре.

Каждый год в школах обострение — они теряют и ищут бумаги.

Видимо, департамент старые уведомления сжигает на кострах и новые со школ заново трясёт — иного объяснения попыткам брать эти уведомления каждый год придумать не могу.

Кстати, уведомить вы можете в любой день учебного года — как о переходе на семейную форму, так и обратно. Тут нет никаких ограничений. Можете ходить туда и обратно сколько угодно раз.

Уведомили — отлично, что делать дальше? Дальше вам нужно оформить со школой договор. Школы о нём часто ничего не слышали, им этот геморрой меньше всего нужен, поэтому делать его вам, а вот на основании какого шаблона — придётся поискать.

В нашем случае есть отдельное письмо Министерства образования Пермского края «О необходимости разработки Порядка организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования» №СЭД-26-01-21-882 от 18.09.2013, направленном «руководителям органов управления образованием».

Действительно, зачем направлять его директорам школ. Может, его должны были департаменты образования направить в школы. Возможно, что и направляли, но оно затерялось по пути — родителям в школах его предъявить не могут и даже о факте его существования иногда не знают.

В этом письме есть и шаблон договора с двумя приложениями. Шаблон договора «о получении обучающимся начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями)» кривой — я такой подписывать не стала и внесла свои правки, тут опора на ваш пофигизм или здравый смысл, по ситуации.

Но договор — это самое простое. Суть — в приложениях. Их оформлять придётся вам, а сделать это совсем не легко. Причём приложений должно быть два:

  • Приложение № 1. Индивидуальный учебный план освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования по программам ___ класса.
  • Приложение № 2. График промежуточной и итоговой аттестации.

Итого, чтобы стать «семейником» де юре, нужно:

  1. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование — и то, и другое отдавать в школу с сопроводительным или в двух экземплярах, под подпись.
  2. Подписать с директором школы один договор с двумя приложениями на каждый учебный год.

На этой ноте «де юре» заканчивается.

И начинается де факто

Мы упираемся в учебный план школы, который выглядит примерно так:

Очень содержательно и, главное, всё понятно! Но никто не знает, как должен выглядеть твой индивидуальный учебный план. А главное, кому он на семейном образовании такой нужен! Кто будет считать количество часов?

По факту, вам нужно знать совершенно другие вещи: что в вашем конкретном классе будут проходить, по каким учебникам и что будут спрашивать на годовом экзамене (промежуточной аттестации).

Понятно, что на семейном образовании вы собираетесь дать ребёнку больше счастья и больше знаний, чем в школе. По факту все мечты упираются сразу в сдачу обязательного минимума — годовых экзаменов для перевода в следующий класс. На эти вопросы отвечают совсем другие школьные документы — «Рабочие программы» по предметам.

И вот тут ты вникаешь, что эти самые рабочие программы по предметам — неуловимый документ

Формально они должны лежать на сайте школ, но найти их там — это целый квест.

Потом выяснится, что они там не по всем предметам или устарели, что выдают совсем не те учебники, которые указаны в качестве УМК (учебно-методическом комплексе) в найденной рабочей программе, потом придётся просить скинуть рабочие программы по предметам «христа ради» завуча или каждого из учителей. От учителей же и узнать, что актуальные рабочие программы будут в начале учебного года… ну где-то к концу сентября… И вообще вы первый, кто о них спрашивает.

Можно ещё попробовать сходить за ними в департамент и узнать, что учебные программы школ он не собирает и не проверяет, хотя и выступает заказчиком образования.

В общем, ключевое знание, полученное мной в этом квесте — рабочие программы разных школ по предметам родителю сравнить невозможно! Ну и скажите, на основании чего вы школу ребёнку вроде как «выбираете»? Только честно, кроме близости к дому и места в рейтинге «статусности»?

Когда сентябрь уже идёт, а программ так и нет, вы можете поддаться слабости и решить, что ладно, сам не дурак, прочитаю основополагающие документы.

Это ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (1-4 классы) или такая же, но только общего образования (с 5 класса).

Потом изучу, какие рабочие программы, соответствующие им, есть по всем предметам, посмотрю по ним всем УМК (учебники и рабочие тетради, проще говоря), выберу те, что меня устраивают.

Жить с этой иллюзией вы будете ровно до того момента, пока не перейдёте от Приложения № 1 «Индивидуальный учебный план» к Приложению № 2 «График аттестации»

В Законе об образовании ничего не сказано о том, что образовательная организация должна учитывать ваш индивидуальный учебный план и выбранную рабочую программу с УМК при аттестации. Экзамены для всех учеников по одному шаблону.

В нём (условно) именно те словарные слова, которые дети в школе в течение учебного года пишут, и те мореплаватели, годы путешествий которых надо вызубрить.

В общем, учиться вы можете по любой программе, а сдавать аттестации вы будете по школьной программе именно этого учебного года и именно того класса, в котором вы числитесь.

В общем, рабочие программы нужно настойчиво требовать. При должной настойчивости их выдадут к концу сентября. Вы изучаете их, делаете для себя действительно индивидуальный учебный план (а не тот, что в приложение к договору пойдёт). Проставляете свои месяцы сдачи предметов в течение года в график аттестации и пытаетесь его согласовать.

Тут новый поворот. Вы обнаруживаете, что в школе по каким-то предметам не готовы принимать экзамены минимум до весны, а по каким-то предметам, типа несчастной физры или трудов, учителя вообще не знают, как вас аттестовать. Вы у них (правильно) первый!

Здесь надо мужественно принять решение за них. Ок, давайте так, презентация по физкультуре (реальная история) нам не кажется удачным решением, мы будем сдавать нормативы, дайте нам даты! Нет экзамена по труду — ок, мы вам слепим все поделки, которые вы планируете делать в течение года, а вы принимайте их у нас сразу в октябре.

Лайфхак — добавьте обязательно в шаблон графика аттестаций столбик «Формат и содержание аттестации»

В школе всё равно никто шаблон не видел, а вас это избавит от желания учителей как следует экзаменовать вашего ребёнка дополнительными тестами и промежуточными тремя контрольными вместо согласованной одной.

Минимум месяц у вас уйдёт на то, чтобы сделать индивидуальный учебный план и график аттестации. Это напряжённый интеллектуальный труд.

Носить в школу его без сопроводительного письма и официального вручения через канцелярию под подпись будет ошибкой, так никогда не закончите.

Не бойтесь требовать директора или секретаря расписаться — аттестацию у вас не директор принимать будет, а учителям меньше всего хочется быть между молотом и наковальней.

Этот квест вас ждёт каждый год — договор один, а приложения нужно каждый год подписывать новые. Конечно, вы можете выбрать вариант вообще оставаться «вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и не сдавать промежуточные аттестации, то есть прийти в школу по месту жительства сразу на сдачу ОГЭ, но я таких смелых и бесшабашных людей не знаю.

Итого, чтобы действительно стать «семейником», нужно:

  1. Прочтя всё это, принять твердое решение перейти на семейное образование.
  2. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование. Оба документа отдать в школу с сопроводительным под подпись.
  3. Подписать с директором школы договор.
  4. Разработать для себя индивидуальный учебный план, который удовлетворяет двум критериям сразу: пригоден для сдачи аттестации по программе вашего класса и по нему вы сможете учить ребёнка, исходя из своих образовательных амбиций и принципов.
  5. Разработать и подписать два приложения к договору: Индивидуальный учебный план и График промежуточной аттестации.

Верю, что вы всё правильно сделали, поэтому начинается самое сложное — семейное образование. До этого были только подходы. И, если честно, они — самое лёгкое по сравнению с образовательными рутинами.

Источник: https://mel.fm/blog/yelena-chistyakova4/72961-kak-oformit-dokumenty-na-semeynoye-obucheniye

Адвокат 24