Эффективный договор с педагогическими работниками

Как разработать и внедрить эффективный контракт с педагогами

Эффективный договор с педагогическими работниками

Кадры В статье вы найдете не только образец эффективного контракта с педагогическими работниками 2019 года, но и рекомендации по разработке и внедрению собственной версии. 14 января 2019 Касенова Екатерина

Распоряжением Правительства РФ от 26.11.

2012 № 2190-р утверждена программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. В ее рамках предусмотрен переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, т. е.

трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, а также меры социальной поддержки.

Таким образом, сутью такого контракта является установление взаимосвязи между оплатой труда и результатами работы бюджетной организации.

Он применяется в отношениях с работниками федеральных государственных учреждений, а также может быть заключен с работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

Что включать в эффективный контракт с педагогом

Рекомендуется учитывать нормативные акты (а при отсутствии разработать их), определяющие:

  • систему оплаты (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
  • систему нормирования труда;
  • условия работы по итогам проведения специальной оценки условий труда;
  • режим рабочего времени и отдыха педагогов;
  • штатное расписание образовательного учреждения;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижный, разъездной, в пути).

Основная проблема при введении связана с разработкой показателей результатов работы. Они должны быть тщательно продуманы и апробированы.

Необходимо выстроить единую систему требований к работникам, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения, предусмотренных в государственных и муниципальных правовых документах.

Без выполнения этого условия эффективный контракт останется просто более объемным трудовым договором и не обеспечит своей эффективности.

28.11.

2013 Министерство образования и науки РФ разработало несколько методических рекомендаций о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования и о стимулировании руководителей образовательных организаций (то есть с педагогами). Они содержат перечень показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, а также перечень показателей эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций.

Также важные показатели эффективности деятельности педагогов, которые должны использоваться при разработке, установлены в Распоряжении № 722-р от 30.04.2014.

Как внедрять

Внедрение происходит в несколько этапов:

  1. Необходимо разработать или привести в соответствие нормативную документацию, регламентирующую критерии оценки эффективности труда педагогов, нормы труда с учетом отраслевой специфики, содержание и объем трудовых функций каждой должности согласно штатному расписанию. Все локальные документы должны быть утверждены, и определен срок введения их в действие.
  2. Вносятся соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, стимулирующих и компенсирующих выплатах, после чего утверждается положение об эффективном контракте с педагогическими работниками.
  3. Разрабатываются образцы трудовых договоров по каждой должности для вновь принимаемых сотрудников, а также дополнительные соглашения к действующим соглашениям для приведения их к эффективному контракту.
  4. Требуется максимально четкое соблюдение требований ТК РФ, так как условия трудового договора меняются по инициативе работодателя: работающие педагоги подписывают дополнительное соглашение. Работодатель должен направить сотруднику письменное уведомление не позднее чем за два месяца. При согласии заключить с ним дополнительное соглашение к в установленном порядке. При этом истечения двух месяцев можно не дожидаться.

Если работник не согласен, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую подходящую должность, в том числе нижеоплачиваемую (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Если это невозможно, трудовой договор прекращают (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Образец эффективного договора для педагогов

Можно скачать образец договора с учителем начальных классов и на его основе сделать договор.

Скачать

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-razrabotat-i-vnedrit-effektivnyy-kontrakt-s-pedagogami

Как без нарушений перевести педагогов на эффективный контракт

Эффективный договор с педагогическими работниками

До 2019 года работодатели бюджетной сферы должны заключить с работниками эффективные контракты.

Это новая система оплаты труда, привязанная к результатам работы бюджетной организации, где основной акцент сделан на установку критериев эффективности ее сотрудников.

В статье описан порядок перехода на новые договоры с преподавателями, приведен ообразец эффективного контракта с педагогическими работниками (2017) и даны ответы на самые распространенные вопросы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.

2012 № 2190-р.

Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2019 года.

В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:

  • отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
  • исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
  • разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).

Нормативная база

Документами, которые регламентируют вопросы усовершенствования системы оплаты труда рпедагогических аботников образования, являются:

Показатели эффективности в образовательных учреждениях

Согласно рекомендациям Министерства образования, которые содержатся в Письме № АП-1073/02, при введении эффективных контрактов образовательные учреждения должны утвердить показатели эффективности труда педагогических работников (они подробно перечислены в Письме).

Механизм и процедура предоставления стимулирующих выплат должна содержаться в локальных актах муниципалитета и образовательной организации (таковым, например, является Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками). А всю информацию о результатах деятельности педагогов, в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности, необходимо разместить на официальном сайте организации.

Переход на эффективный контракт

Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме на работу. С педагогом заключается трудовой договор по форме эффективного контракта, с которой можно ознакомиться в Приложении № 3 к Программе № 2190-р;
  • с педагогическими работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ.

Переход на эффективные контракты и сопутствующее внесение изменений в трудовые договоры осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ.

В соответствии с данной статьей, изменения условий оплаты труда, связанные с организационными и (или) технологическими изменениями труда, допускаются по решению работодателя, то есть фактически в одностороннем порядке.

При этом необходимо письменно уведомить педагогического работника не менее чем за 2 месяца.

В случае, если сотрудник отказывается продолжать работу в новых условиях, трудовой договор с ним может быть расторгнут в порядке, предусмотренном п. 7 ст.

77 ТК РФ, с выплатой двухнедельного выходного пособия по статье 178 ТК РФ.

Если же он согласен на новый порядок оплаты труда и уточнение его должностных обязанностей, то все нововведения следует зафиксировать в дополнительном соглашении к основному трудовому договору педагогического работника.

Какие условия необходимо прописать в эффективном контракте и допсоглашении

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция педагогического работника. Необходимо описать ее максимально конкретно, с указанием квалификации, должности и специальности.
  3. Условия оплаты труда.

    В этом пункте следует регламентировать как получение оклада, так и стимулирующих/компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.

  4. Режим труда и отдыха педагога.

  5. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, которые обусловлены спецификой работы образовательного учреждения и не ухудшают положения педагога, по сравнению с действующим законодательством.

    К примеру, в договоре могут быть прописаны особенности расчета учебной нагрузки и исчисления в связи с этим заработной платы.

Алгоритм действий

При переходе на эффективный контракт для педагогических работников необходимо пройти следующие этапы:

  1. Ответственные сотрудники должны внимательно изучить всю нормативно-правовую базу.
  2. Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подведомственных организаций.
  3. Руководствуясь федеральным и региональным законодательством, образовательные учреждения должны разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в положение об оплате труда.
  4. Сотрудники, ответственные за оформление трудовых отношений, должны разработать форму договоров и допсоглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
  5. Ознакомление персонала со всеми нововведениями.
  6. Заключение дополнительных соглашений с педагогическим работниками.

Если подойти к этому процессу ответственно и внимательно, то будет достигнута главная цель данного нововведения — обеспечение качественного образования и улучшение материального благополучия педагогического состава.

Дополнительное соглашение

Источник: https://ppt.ru/forms/rabota/effectivniy-contrakt-s-pedagogom

Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками: проблемы применения

Эффективный договор с педагогическими работниками

Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками: проблемы применения

Л.И. Филющенко, кандидат юридических наук, доцент

В статье рассматриваются правовые вопросы введения эффективного контракта в практику образовательных организаций.

Проанализированы проблемы практического применения новелл законодательства, их соотношение с действующими нормами.

Обоснован вывод о недостаточной подготовке правового обеспечения введения эффективного контракта. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию трудового законодательства.

Ключевые слова: эффективный контракт, профессиональный стандарт, показатели результативности деятельности, конкурс.

Реформирование образовательных организаций преследует цель повышения эффективности их деятельности в условиях усиления конкуренции в образовательном пространстве.

Преобразования направлены на повышение качества образовательных услуг, в связи с чем ставится задача улучшения качественного состава персонала образовательных организаций.

Педагогические работники имеют особый правовой статус, что подчеркивается в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ст. 47).

Правовое положение научно-педагогических работников вузов определяется актами разного уровня — федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами. Новеллы законодательства необходимо рассматривать во взаимосвязи с ранее принятыми нормами, регулирующими трудовые отношения научно-педагогических работников. Одной из актуальных про-

блем последнего времени является исследование эффективного контракта. Актуальность предопределена тем, что эффективный контракт затрагивает интересы нескольких миллионов человек, изменяет трудовые отношения педагогических работников, наполняя их новым содержанием.

Введение в практику деятельности образовательных организаций эффективного контракта является одним из средств решения задачи улучшения качества оказываемых услуг.

Эффективный контракт предусмотрен в Программе поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р [1].

Первоначально этот термин был озвучен в Бюджетном послании Президента РФ от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах», но понятие не раскрывалось. В результате сложилось несколько упро-

щенное представление об этом явлении. В экономической науке понятие академического контракта применительно к высшей школе учитывает продолжительный отпуск, относительно свободный график работы и прочие факторы. Специалисты связывают это понятие с эффективностью расходования бюджетных средств.

В упомянутом Распоряжении Правительства РФ эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения дана в Приложении № 3 к Распоряжению правительства РФ № 2190-р. Таким образом, для определения эффективного контракта использована базовая юридическая конструкция трудового права — трудовой договор. Под юридической конструкцией понимается средство юридической техники, своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается «юридический материал» [2, с. 108]. Возможности трудового договора как юридической конструкции могут быть использованы здесь в максимальной степени. трудового договора с научно-педагогическими работниками пополняется новыми элемен-

тами, которые относятся к обязательным условиям договора.

Эффективный контракт призван индивидуализировать оплату труда работника в соответствии с результатами труда.

Однако меры, связанные с введением эффективного контракта, выходят далеко за пределы собственно вопросов оплаты труда работников и влекут за собой необходимость решения ряда других проблем (нормирование труда научно-педагогических работников, определение соотношения основной и стимулирующей частей оплаты, переподготовка и повышение квалификации, разработка профессиональных стандартов и пр.). В частности, представляют интерес положения Программы Правительства РФ об уточнении и конкретизации трудовых обязанностей (функции) работников. Введение эффективного контракта предполагает актуализацию содержания трудовых функций, уточнение квалификационных требований, компетенции работников, что, возможно, повлечет изменение профессионально-квалификационных групп, пересмотр трудовых обязанностей работников. В последние годы наблюдается изменение содержания самого процесса обучения и содержания, структуры трудовых функций преподавателей вуза. Повышается доля самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, что изменяет роль преподавателя в учебном процессе. Соответственно должны быть подкорректированы должностные инструкции научно-педагогических работников. Механизмом развития трудовых ресурсов, квалификации, компетентности, включенности работников

в инновационные процессы должны стать профессиональные стандарты. В мировой практике профессиональные стандарты служат одним из элементов системы качества рабочей силы и одновременно повышения качества образования. Профессиональный стандарт -характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст.

195.1 Трудового кодекса РФ). Квалификационные требования к работникам должны быть уточнены с учетом современных требований к качеству услуг. Успешность мер, предложенных в Программе Правительства РФ, зависит от надлежащего правового обеспечения.

Однако пока профессиональные стандарты не разработаны, за исключением стандарта педагогической деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, который должен пройти апробацию в 2014 г.

В стадии обсуждения находится проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)», где дается обобщенное описание трудовых функций руководителей, от ректоров до заведующих кафедрами, характеристика трудовых действий, необходимые умения и знания.

Таким образом, работа по созданию профессиональных стандартов далека от завершения. Тем не менее в ст. 57 Трудового кодекса РФ уже внесены коррективы: трудовая функция работника определяется в трудовом договоре в соответствии с положениями профессиональных стандартов.

Введение эффективного контракта означает изменение условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством.

Переход к эффективному контракту для работников образовательных организаций влечет заключение дополнительных соглашений к существующему трудовому договору, где должны быть конкретизированы, уточнены трудовые обязанности, критерии, показатели, по которым оценивают результативность работника, периодичность выплат. Согласно ст.

74 Трудового кодекса РФ о предстоящем изменении условий трудового договора работники должны быть уведомлены не менее чем за два месяца, поскольку кодекс не позволяет требовать работы, не обусловленной договором. Тем не менее, вопрос о том, осуществляется ли переход на контракт по одностороннему волеизъявлению работодателя или по соглашению, обсуждается работниками.

Статья 74 Трудового кодекса РФ говорит об изменениях определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя, в связи с изменениями организационных или технологических условий труда.

Нормы данной статьи предполагают предложение перевода на другую работу (должность), если работник отказывается работать в изменившихся условиях труда, и увольнение по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ, если работник отказался от предложенного перевода. Такой исход вполне вероятен. Ожидаемым последствием будет уменьшение численности научно-педагогических работников, к чему должны быть готовы и работники, и работодатели. Эф-

фективный контракт предъявляет высокие требования к работникам.

Не менее важен вопрос о том, со всеми ли работниками будут заключать подобные контракты. Встречаются категоричные утверждения, что контракты заключаются со всеми работниками организации (в том числе с экономистами, бухгалтерами и пр.) [3, с. 77-78], что вызывает сомнения.

Представляется, что всеобщего охвата подобными контрактами, по крайней мере в ближайшее время, не может быть. В Распоряжении Правительства от 30 декабря 2012 г.

№ 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (раздел V) речь идет о руководителях образовательных организаций и научно-педагогических работниках [4].

Основу для использования эффективного контракта создает система оценки эффективности деятельности работников. Дополнительные соглашения к трудовому договору можно будет заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников для определения размеров стимулирующих выплат.

Разработка такой системы оценки, определение критериев и показателей, по которым предполагается оценивать труд преподавателей образовательных организаций, не простая задача. Это затруднительно сделать не только для сферы образования, но и для прочих социальных отраслей.

Структуру показателей, как отмечают специалисты, формирует специфика труда, функциональные обязанности, профессиональная группа конкретного работника.

Необходимо также определить долю каждого показателя. Требуется большой объем подготовительной работы. По каким критериям и показателям будут оценивать результаты работы конкретного работника и с какой периодичностью — остается не ясным. Не содержит конкретных показателей и Типовая форма трудовог

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/effektivnyy-kontrakt-s-nauchno-pedagogicheskimi-rabotnikami-problemy-primeneniya

Эффективный контракт с педагогом

Эффективный договор с педагогическими работниками

В настоящее время в образовательных организациях  проводится активная  работа по введению эффективного контракта с педагогом. Предполагается, что с введением этого контракта представления о труде педагога как о низкооплачиваемом и непрестижном останутся только в воспоминаниях.

Основания (нормативная база)

Введение эффективного контракта определено:

1.  Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

2. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ  от 15.05.2013 г. № 792-р;

3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда  в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы,  утв.  распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р (далее — Программа);

4.   Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее — Рекомендации);

5.  Письмом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» (далее — Письмо).

6.Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.

Цель введения эффективного контракта

Увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг на основе:

  • введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
  • установления соответствующих показателям  эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, коллективных договорах, трудовых договорах;
  • отмены неэффективных стимулирующих выплат;
  • использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей кроме критериев эффективности их работы и введение публичных рейтингов их деятельности.

Вот что сказал в начале 2013-2014 учебного года по поводу введения эффективного контракта с педагогом Министр образования России Д.Ливанов в интервью «Умной школе. рф» (http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3625) :

— Мы по существу сформулировали и осуществляем переход на систему эффективного контракта между обществом с одной  стороны и учительством – с другой.  Обратите внимание, что это не контракт между директором и учителем конкретной школы. Это более широкое понятие: общественный договор, заключаемый между обществом и учительством.

— Принципиально важно, чтобы рост заработной платы не происходил за счет повышения учебной нагрузки. Если это происходит, то это не просто профанация идеи эффективного контракта, а прямой вред, который наносится профессиональному самочувствию учительства и в целом качеству обучения, качеству работы учителей, — отметил Министр.

Что такое эффективный контракт

Переход на эффективный контракт с педагогами  предопределен  государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р.

Определение эффективного контракта дано в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда  в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы,  утвержденной  распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р:

«Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки».

Эффективный контракт в полной мере соответствует статье 57 Трудового кодекса РФ и не является новой правовой формой трудового договора.

В чем отличие

В эффективном контракте в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы:

1.Трудовая функция;

2.Показатели и критерии оценки эффективности деятельности;

3. Размер  и условия стимулирующих выплат,  определенные с учетом рекомендуемых показателей.

При этом условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Непосредственно в тексте трудового договора должностные обязанности работника должны быть отражены с учетом действующих обязанностей, установленных должностной инструкцией.

Обязательными условиями, включаемыми в трудовые договоры, являются также  условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Эффективный контракт предполагает также установление норм труда.

Эффективный контракт должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики.Эффективный контракт – это достойная оплата за качественный труд.

Рекомендуем сравнить имеющуюся в вашей организации форму трудового договора с формой в приложении 3 к Программе.

Заметим, что изменения определенных сторонами условий трудового договора согласно статье 72 ТК РФ допускаются только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, и не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

О стимулирующих и компенсационных выплатах

В практике работы образовательных организаций наиболее  проблемным в системах оплаты труда работников является конкретизация выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера:

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

  • надбавка за интенсивность труда;
  • премия за высокие результаты работы;
  • премия за выполнение особо важных и ответственных работ;

б) выплаты за качество выполняемых работ:

  • надбавка за наличие квалификационной категории;
  • премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:

  • надбавка за выслугу лет;
  • надбавка за стаж непрерывной работы;

— г) премиальные выплаты по итогам работы:

  • премия по итогам работы за месяц;
  • премия по итогам работы за квартал;
  • премия по итогам работы за год;

д) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

е) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

  • доплата за совмещение профессий (должностей);
  • доплата за расширение зон обслуживания;
  • доплата за увеличение объема работы;
  • доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • доплата за выполнение работ различной квалификации;
  • доплата за работу в ночное время;

ж) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

Что делать

1.Ведение эффективного контракта с педагогом в образовательной организации предполагает осуществление определенной организационной и административной работы ее руководства, например:

  • Проведение  разъяснительной работы в педколлективе  по вопросам введения эффективного контракта педагога.
  • Создание в образовательной организации комиссии по проведению работы, связанной с введением эффективного контракта педагога.
  • Анализ действующих трудовых договоров работников на предмет их соответствия ст. 57 Трудового кодекса РФ и приказу Минтруда России от 24.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».
  • Разработка показателей эффективности труда педработников.
  • Разработка и внесение изменений в такие локальные акты образовательной организации как коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка,  положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера с учетом разработанных показателей.
  • Принятие локальных нормативных актов, связанных с оплатой труда работника, с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
  • Конкретизация  трудовой функции и условий оплаты труда педработника.
  • Подготовка и внесение изменений в трудовые договоры работников.
  • Уведомление  педработников об изменении определенных условий трудового договора в письменной форме не менее чем за два месяца согласно ст.74 Трудового кодекса РФ.

Работа по введению эффективного контракта должна проводиться в обстановке гласности и обсуждения в трудовом коллективе.

2. Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме  на работу работник и работодатель заключают трудовой договор в соответствии с ТК РФ. При этом используется примерная форма трудового договора с работником учреждения, приведенная в приложении № 3 к Программе;
  • с работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном  ТК РФ. При этом  требуется предупреждение работника об изменении условий трудового договора  в письменном виде не менее, чем за 2 месяца (статья 74 ТК РФ).

В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации  трудовой договор, соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключаются в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается работнику под роспись на экземпляре, хранящемся у работодателя.

О сроках

Дополнительное соглашение к трудовому договору  рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения  для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.

В соответствии с Программой завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта предполагается на третьем  этапе, охватывающем  2016-2018 годы. 

Что даёт введение эффективного контракта

Как сказано в Программе, ее реализация позволит:

  • повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
  • внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
  • повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
  • повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
  • создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

В применении к образовательному учреждению  самое главное  в введении эффективного контракта с педагогом — это обеспечение качественного  образования.

О трудовом договоре с  руководителем

В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

№ 280-ФЗ статья 275 Трудового кодекса РФ дополнена положением, согласно которому трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждённой Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время типовая форма такого трудового договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г.№ 329 «О типовой форме трудового договора с руководителями государственного (муниципального) учреждения»).

Трудовой договор на основе типовой формы заключается с лицом, претендующим на замещение должности руководителя государственного (муниципального) учреждения.

С теми руководителями, которые уже состоят в трудовых отношениях, либо заключается дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, либо по соглашению сторон подписывается новый трудовой договор на основе типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г.№ 329.

Источник: документы упомянутые на сайтах Минобрнауки РФ, КонсультантПлюс, Гарант

Эффективный контракт с педагогом

Источник: https://eduinspector.ru/2014/01/29/jeffektivnyj-kontrakt-s-pedagogom/

Эффективный контракт педагогических работников

Эффективный договор с педагогическими работниками

Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором:

  • конкретизированы его должностные обязанности,

  • условия оплаты труда,

  • показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг,

  • а также меры социальной поддержки.

Такое определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эффективный контракт в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы

В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы дана общая характеристика эффективного контракта.

Под эффективным контрактом в Программе понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

  • наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;

  • системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;

  • системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;

  • подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Таким образом, юридически эффективный контракт:

  • это детализированный трудовой договор с работником.

Однако основной смысл эффективного контракта не юридический:

  • а экономический и управленческий, и

  • состоит он в создании взаимовыгодных условий для сторон трудового договора.

В течение длительного времени имела место ситуация, когда низкие заработные платы провоцировали работников искать всевозможные способы подработок, от чего страдала основная работа, работодатели не могли добиться выполнения должностных обязанностей, кроме непосредственно влияющих на оплату труда аудиторных часов работы.

Для решения этой проблемы и была сформулирована идея эффективного контракта:

  • ситуации, когда работодатель платит работнику достойную заработную плату,

  • а работник – эффективно, с полной отдачей работает на своей основной работе, и эта концентрация усилий дает результат труда.

Именно так и можно сформулировать идею эффективного контракта – достойная оплата за качественный, результативный труд. 

Эффективный контракт педагогического работника:

  • должен обеспечивать такой уровень заработной платы педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики;

  • конкретный размер заработной платы увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы;

  • заданные педагогическому работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательного учреждения.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза,  доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Реализация этого Указа была одним из аспектов введения эффективного контракта с педагогическими работниками. 

Эффективный контракт в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, предусматривает следующие принципы и элементы эффективного контракта:

  • в трудовом договоре с каждым педагогическим работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда;

  • условия получения вознаграждений должны быть понятны образовательному учреждению и педагогическому работнику и не допускать двойного толкования;

  • показатели и критерии должны быть измеримыми.

Эффективный контракт и нормирования труда педагогических работников

Эффективный контракт предполагает установление норм труда.

В настоящее время нормирования труда педагогических работников в общем образовании де-факто не существует:

  • централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные не устанавливающие фактический размер заработной платы нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы;

  • такие нормы труда служат для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогических работников.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда ориентирует на повышение эффективности каждого педагогического работника, образовательного учреждения, образовательной отрасли, на дальнейшее совершенствование сложившихся систем оплаты труда педагогических работников.

В сфере образования понятие эффективности требует дальнейшей корректировки. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами.

Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников:

  • перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы,

  • в т.ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др.

В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта:

  • должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности),
  • а не эффективности.

Проблемы и риски введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника связано с проблемами и рисками:

  • при этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагогического работника;

  • существует риск имитации достижения показателей результативности, который нельзя полностью устранить, риск введения непродуманных показателей, стремление достичь которых только ухудшает реальные результаты образовательного процесса.

Поскольку Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривали поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год:

  • то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, были предоставлены необходимые временные возможности;

  • вместе с тем, и в настоящий момент нельзя констатировать, что принципы и положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогических работников нашли свое полноценное содержательное воплощение в деятельности каждого образовательного учреждения.

Кроме того, система оплаты труда педагогических работников представляет собой поле для постоянного совершенствования, с учетом обстоятельств деятельности образовательного учреждения. Поэтому несмотря на то, что 2018 год уже в прошлом, положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда сохраняют свою актуальность и в настоящее время. 

Перед образовательным учреждением ставятся многоплановые задачи:

  • отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат педагогическим работникам за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;

  • исключения из числа стимулирующих таких выплат педагогическим работникам, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы педагогического работника;

  • обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда:

    • на гарантированную часть — оплата за должность и

    • стимулирующую часть — оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности, т.е. обеспечение справедливой дифференциации в оплате труда.

Эффективный контракт педагогического работника предполагает:

  • установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательного учреждения,

  • а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого педагогического работника.

Такое нормирование труда педагогических работников позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого педагогического работника.    

Необходимые для совершенствования эффективного контракта педагогического работника изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном статьей 74 Трудового кодекса РФ:

  • изменения условий оплаты труда педагогического работника признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора, в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению образовательного учреждения,

  • т.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе образовательного учреждения, и осуществляется с предварительным уведомлением педагогического работника в письменной форме не менее чем за 2 месяца.

статья 74 «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» Трудового кодекса РФ

В случае отказа педагогического работника продолжать работу в предлагаемых условиях:

  • трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса РФ

  • с выплатой 2-х недельного выходного пособия по статье 178 «Выходные пособия» Трудового кодекса.  

Издержки введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника влечет за собой определенные издержки:

  • вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого педагогического работника;

  • эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта педагогического работника:

  • является риск формального совершения данного действия;

  • в этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, так и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем;

  • реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем, инструмент эффективного контракта педагогического работника может быть использован для того, чтобы

  • выстроить единую систему требований к персоналу образовательного учреждения, вытекающую из требований к деятельности самого образовательного учреждения, зафиксированной в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах.

В случае, если эффективный контракт педагогического работника будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательного учреждения, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников:

  • тексты трудовых договоров с педагогическими работниками станут подробнее, и облегчат управленческую работу в образовательном учреждении,

  • будут работать на достижение ее целей.

В случае же, если такая работа не будет проведена:

  • эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре,

  • без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения. 

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/688-effektivnyj-kontrakt-pedagogicheskikh-rabotnikov

Адвокат 24