Договор о снв-1

На чем держится мир во всем мире. 10 главных международных договоров

Договор о снв-1

Президент России Владимир Путин и президент США Джордж Буш после переговоров, в результате которых был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов

Алексей Панов / РИА Новости

1 февраля Дональд Трамп объявил, что США приостанавливают обязательства по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

В его заявлении говорится, что процесс выхода из договора завершится через 6 месяцев, «если Россия не вернется к соблюдению (договора) путем уничтожения всех ракет, нарушающих договор, пусковых установок и соответствующего оборудования».

На следующий день Владимир Путин объявил, что Россия ответит США зеркально: «Американские партнеры объявили о том, что они приостанавливают свое участие в договоре, и мы приостанавливаем». Путин попросил МИД и Минобороны не инициировать никаких переговоров по этой проблеме.

Кроме того, он согласился с предложениями Минобороны о «приземлении» «Калибров» и создании гиперзвуковой ракеты наземного базирования средней дальности, но отметил, что Россия не должна втягиваться в «затратную» гонку вооружений.

По мнению многих экспертов, выход России и США из ДРСМД поставит под угрозу всю систему ядерного сдерживания, существовавшую несколько десятилетий. «Ведомости» рассказывают о том, как выстраивалась эта система.

1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)

Когда подписан

Одобрен Генассамблеей ООН 12 июня 1968 г. и открыт для подписания 1 июля 1968 г. Вступил в силу 5 марта 1970 г.

Кем подписан

Пятью ядерными державами – СССР, США, Великобританией, Францией и КНР. Участниками договора являются 190 государств.

Срок действия

Бессрочно.

Значение

Государства, обладающие ядерным оружием, обязались не передавать кому бы то ни было такое оружие и не помогать другим государствам в его разработке или получении, а сами – стремиться к сокращению и в перспективе к уничтожению своих арсеналов. Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязались не производить и не приобретать такое оружие.

Недостатки

Договор не подписали Индия, Пакистан и Израиль, которые впоследствии также стали обладателями ядерного оружия. Еще одна ядерная держава, КНДР, заявила о выходе из договора.

2. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)

Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Когда подписан

26 мая 1972 г. в Москве.

Кем подписан

Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном. Ратифицирован обеими странами.

Срок действия

Не ограничивался. Мог быть в любой момент расторгнут любой из сторон. 13 декабря 2001 г. президент США Джордж Буш-младший сообщил об одностороннем выходе США из договора.

Значение

Стороны отказались от создания, испытания и развертывания систем или компонентов противоракетной обороны (ПРО). С июля 1974 г. по дополнительному протоколу к договору разрешалось иметь только одну такую систему. СССР развернул свою противоракетную систему вокруг Москвы, а США – вокруг 12 пусковых установок на базе Гранд-Форкс в штате Северная Дакота.

Выполнение этих обязательств делало неизбежным взаимное уничтожение СССР и США в случае начала ядерной войны между ними. Угроза взаимного уничтожения стала основой концепции ядерного сдерживания.

Недостатки

Договор лишил СССР и США возможности создавать системы защиты от ракетного нападения третьих стран.

3. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)

Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Когда подписан

26 мая 1972 г. в Москве.

Кем подписан

Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном. Ратифицирован обеими странами.

Срок действия

Бессрочно.

Значение

Стал началом процесса, получившего название «разрядка международной напряженности». Впервые СССР и США декларировали намерение остановить гонку ядерных вооружений.

Договор ограничил количество ядерных боеголовок, баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент.

Предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Недостатки

США сохранили значительное преимущество по числу бомбардировщиков, способных нести ядерные боезаряды.

4. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2)

Владимир Акимов / РИА Новости

Когда подписан

18 июня 1979 г. в Вене.

Кем подписан

Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Джимми Картером. Ратифицирован СССР.

Срок действия

Бессрочно.

Значение

СССР и США впервые договорились не только об ограничении, но и о сокращении ядерного оружия.

Соглашение ограничило количество стратегических носителей (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков) на уровне 2400 единиц, к 1 января 1981 г.

стороны обязались сократить их количество до 2150. Из общего числа стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены разделяющимися головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения.

Недостатки

Из-за ввода советских войск в Афганистан договор не был ратифицирован сенатом США, хотя его положения соблюдались обеими сторонами.

5. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД)

Когда подписан

8 декабря 1987 г. в Вашингтоне.

Кем подписан

Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. Ратифицирован обеими странами.

Срок действия

Бессрочно. Каждая из сторон вправе выйти из договора, о чем должна уведомить противоположную сторону не менее чем за шесть месяцев. Обязательства по договору были выполнены к июню 1991 г.

Значение

Размещение американских баллистических ядерных ракет в Западной Европе сократило их подлетное время до целей на территории СССР с 25–30 минут до 7–10 минут. Советские ракеты за то же время могли поразить цели в Европе.

Это резко сокращало время ответной реакции и несло угрозу «обезглавливающего» первого удара по командным пунктам противника, что ставило под сомнение гарантию взаимного уничтожения и увеличивало риск начала ядерной войны.

Договор предусматривал уничтожение сторонами в течение трех лет всех имеющихся ракет наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км, а также проведение взаимных проверок. СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины – произведенные ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США – 846 комплексов, включая ракеты, размещенные в Западной Европе.

В 2018 г. США заявили о возможном выходе из договора: по их мнению, дальность полета поступившей на вооружение российской армии новой крылатой ракеты 9М729 превышает установленное ДРСМД ограничение в 500 км. Россия с обвинениями не согласилась.

Недостатки

Двусторонний договор не предусматривал уничтожения аналогичных ракет другими ядерными странами НАТО – Великобританией и Францией. Участником договора не является Китай, а также другие страны, которые впоследствии стали обладателями ядерных ракет средней и меньшей дальности.

6. Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)

Когда подписан

19 ноября 1990 г. в Париже.

Кем подписан

Руководителями 16 государств – участников НАТО и 6 государств – участников Организации Варшавского договора (ОВД).

Срок действия

Бессрочно.

Значение

Договор устанавливал равновесие обычных (неядерных) вооруженных сил членов НАТО и ОВД на пониженном уровне и ограничивал возможности размещения обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками. Это уменьшало угрозу внезапного нападения и возможности ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Недостаки

Развал Организации Варшавского договора и расширение НАТО привели к необходимости изменения параметров договора. В 1999 г. в Стамбуле был подписан адаптированный вариант ДОВСЕ: предполагалось перейти от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений для каждого государства.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ не было ратифицировано странами НАТО под предлогом невывода российских войск из Приднестровья и в силу не вступило. Сославшись на это, 13 июля 2007 г. президент России Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров».

Формально Россия остается участником договора. Однако фактически действие договора прекращено.

7. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)

Alexander Zemlianichenko / AP

Когда подписан

30–31 июля 1991 г. в Москве.

Кем подписан

Президентами СССР и США Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем.

Срок действия

5 декабря 1994 г. – 4 декабря 2009 г.

Значение

Впервые СССР и США договорись о значительном сокращении ядерного оружия и взаимном контроле за исполнением обязательств.

Каждая из сторон обязалась через семь лет после вступления договора в силу иметь не более 6000 ядерных боезарядов. В реальности согласно «правилам зачета» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6500 боеголовок, а США – 8500. Базирование подвижных грунтовых ракетных комплексов разрешалось только в ограниченных районах.

6 декабря 2001 г. Россия и США заявили о выполнении обязательств по Договору СНВ-1. На этот момент у России было 1136 стратегических носителей и 5518 ядерных боезарядов, у США – 1237 носителей с 5948 боезарядами.

Недостатки

Реализация договоренностей была затруднена из-за распада СССР, поскольку ядерное вооружение находилось и в других бывших республиках Союза. 23 мая 1992 г. Россия, США, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали дополнительный протокол, по которому к договору присоединились три бывшие республики СССР. Все ядерное оружие на их территории подлежало уничтожению или передаче под контроль России.

8. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

Александр Макаров / РИА Новости

Когда подписан

3 января 1993 г. в Москве.

Кем подписан

Президентами России и США Борисом Ельциным и Джорджем Бушем.

Срок действия

Договор был ратифицирован конгрессом США в 1996 г. и Федеральным собранием РФ в 2000 г. При этом Россия оставила за собой право выйти из договора в случае выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. 14 июня 2002 г. США объявили о выходе из Договора по ПРО, в ответ Россия объявила об отказе от выполнения СНВ-2.

Значение

Договор предусматривал самое значительное в истории сокращение ядерных арсеналов крупнейших ядерных держав – почти в 2 раза. России и США обязались сократить количество своих боезарядов на стратегических носителях до 3000–3500. На баллистических ракетах морского базирования не могло быть размещено более 1750 боезарядов.

Стороны обязались ликвидировать все баллистические ракеты наземного базирования, оснащенные более чем одним боевым блоком и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения должны были быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет.

Недостатки

Обязательство уничтожить все ракеты с разделяющимися головными частями создавало преимущество для США: именно такие ракеты были основой российских стратегических ядерных сил.

9. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП)

Алексей Панов / РИА Новости

Когда подписан

24 мая 2002 г. в Москве.

Кем подписан

Президентами России и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем-младшим. Ратифицирован обеими странами.

Срок действия

1 июня 2003 г. – 31 декабря 2012 г. В связи с вступлением в силу договора СНВ-3 утратил силу 5 февраля 2011 г.

Значение

Договор ограничивал количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700–2200 для каждой из сторон.

Недостатки

Договор не оговаривал условий постоянных взаимных проверок, не требовал сокращения вооружений (боеголовки могли быть помещены в хранилище и позже возвращены на носители). Отсутствие запрета на развертывание баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения было выгодно России, но вызвало критику в США.

10. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3)

Когда подписан

8 апреля 2010 г. в Праге.

Кем подписан

Президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Ратифицирован обеими сторонами.

Срок действия

5 февраля 2011 г. – 4 февраля 2021 г. с возможным продлением на пять лет.

Значение

Заменил договоры СНВ-1 и СНП. Россия и США обязались сократить и ограничить число развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений. В частности, сократить число развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц, а боезарядов на них – до 1550 единиц. Стороны договорились о механизме взаимной проверки исполнения обязательств.

Россия и США объявили о достижении предписанного договором уровня в 1550 развернутых боезарядов в начале 2018 г.

Недостатки

Не выявлено.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/01/31/792969-na-chem-derzhitsya-mir-mezhdunarodnih-dogovorov

Договоры СНВ-1 и СНВ-2. История вопроса

Договор о снв-1

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:

‑ Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

 Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

 
 ‑ Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

‑ Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ‑1.

Таким образом? соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем ‑ более 500 страниц.

После распада СССР Договор СНВ‑1 пришлось обновить. 23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ‑1.

Протокол фиксирует подключение Беларуси, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к договору о нераспространении ядерного оружия.

Были предусмотрены более радикальные сокращения наиболее опасных и дестабилизирующих систем.

6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

26 сентября 1997 года в Нью‑Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет — с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года.

Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года.

Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно ‑ на 3‑4 года. 

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская  сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2.

14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».

1 апреля 2009 года Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне договорились начать переговоры по заключению нового соглашения между США и Россией на замену договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истекает 5 декабря 2009 года.

24 апреля 2009 года в Риме прошли первые консультации российских и американских экспертов по подготовке нового соглашения между США и Россией.

19‑20 мая в Москве прошел первый раунд, 1‑3 июня и 22‑24 июня в Женеве (Швейцария) состоялись второй и третий раунды российско-американских переговоров по выработке договора по проблемам сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Переговоры проходили в условиях строгой конфиденциальности и информация о ходе диалога не разглашалась.

6 июля 2009 года в Москве Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама по итогам переговоров на высшем уровне подписали рамочный документ по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ).

В этом политическом документе, не имеющего юридически обязывающего статуса, были зафиксированы ориентиры для дальнейшей работы над текстом соглашения, которое придет на смену СНВ.

В согласованном в Москве документе говорится, что новый юридически обязывающий Договор об СНВ должен быть заключен в ближайшее время.

В документе Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1,5‑1,675 тысячи единиц и их носителей ‑ до 500‑1,1 тысячи единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.

Срок действия нового Договора по СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим Договором об СНВ.

Предполагается, что новый Договор об СНВ не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством.

Документ был подписан в рамках визита президента США Барак Обама в Россию.

Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме. Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.

31 августа ‑ 2 сентября 2009 года в Женеве состоялся пятый раунд переговоров по СНВ. По сообщению российского МИД, «стороны приступили к отработке конкретных статей договора, а также договорились о переносе работы над ними в рабочие группы».

С 21 сентября по 3 октября 2009 года в Женеве проходил шестой раунд российско-американских переговоров по СНВ.

«В рамках состоявшейся дискуссии, прошедшей в деловой, конструктивной атмосфере, была продолжена отработка конкретных текстовых положений будущего договора.

Согласование статей проекта нового договора, а также его технических аспектов проводилось в рабочих экспертных группах», — говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД России.

23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры, на которых обменялись своими оценками того, как продвигается работа экспертов по подготовке нового договора по СНВ. После встречи президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что работа по подготовке нового договора СНВ идет конструктивно, документ может быть готов в установленный срок.

Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.

Источник: https://ria.ru/20091205/197064278.html

Договор СНВ-1 между СССР и США. Справка

Договор о снв-1

2011-07-31T10:00Z

2011-07-27T16:22Z

https://ria.ru/20110731/408045356.html

https://cdn22.img.ria.ru/i/ria_soc.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

31 июля исполняется 20 лет со дня подписания Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1). Этот договор вступил в силу 5 декабря 1994 г. — через несколько лет после распада СССР. Срок действия Договора СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года.

31 июля исполняется 20 лет со дня подписания Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1). Этот договор вступил в силу 5 декабря 1994 г. — через несколько лет после распада СССР. Срок действия Договора СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г.

в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 г. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 г.).

При согласии сторон срок мог продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Цель договора — обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ).

Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысяч единиц. Предельное количество ядерных боезарядов — 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР — не более 3,6 тысяч тонн.

Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

На момент подписания Договора в составе стратегических сил СССР находились 1398 баллистических ракет наземного базирования, 940 баллистических ракет морского базирования, размещенных на 62 подводных лодках, а также 162 стратегических бомбардировщика, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами. Всего за 2500 носителями, в соответствии с правилами подсчета Договора СНВ-1, числился 10271 боезаряд.

США на момент подписания Договора располагали 2 246 носителями, за которыми числилось 10 563 боезаряда. В число носителей США входили 1 000 баллистических ракет наземного базирования, 672 ракеты морского базирования и 574 бомбардировщика, из которых 189 были оснащены крылатыми ракетами.

Суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ у СССР составлял 6626,3 т, у США — 2361,3 т.

Дополнительно к Договору был подписан ряд документов, в частности:

— Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений;- Соглашение между правительством СССР и правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений;- Соглашение между правительством СССР и правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

— Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ-1.

Таким образом соглашение по СНВ-1 состояло из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем — более 500 страниц.

После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить.

Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ-1 был решен в мае 1992 г. путем подписания протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол.

В соответствии с протоколом преемниками статуса СССР стали Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина, которые приняли на себя обязательство осуществить предусмотренные Договором СНВ-1 сокращения стратегических сил.

Кроме этого, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, тем самым обязуясь либо ликвидировать, либо передать России все оказавшиеся на их территории ядерные заряды.

Впоследствии Россия заключила договоренности с Казахстаном и Белоруссией, в соответствии с которыми они передавали России также все носители ядерного оружия. Украина объявила все находящиеся на ее территории носители своей собственностью и выразила готовность самостоятельно осуществлять их ликвидацию в соответствии с процедурами Договора СНВ-1.

6 декабря 2001 г. официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

4 декабря 2009 г. завершился срок действия подписанного 31 июля 1991 г. Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ).

МИД РФ отметил, что Договор сыграл исключительно важную роль в обеспечении международного мира, безопасности и стратегической стабильности. Он значительно укрепил режим ядерного нераспространения и придал существенный импульс процессу разоружения, став весомым и последовательным шагом на пути к построению мира, свободного от ядерного оружия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110731/408045356.html

СНВ-1: как Москва и Вашингтон учились доверять друг другу

Договор о снв-1

МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. 31 июля 1991 года Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Этот документ поставил окончательную точку в холодной войне и стал беспрецедентным по уровню доверия между Москвой и Вашингтоном.

Подписанный накануне августовского путча ГКЧП в Москве, президентами двух стран Джорджем Бушем и Михаилом Горбачевым, он был ратифицирован уже российским парламентом 4 ноября 1992 года.

Договор вступил в силу 5 декабря 1994 года, когда к нему присоединились Казахстан, Белоруссия и Украина, отказавшиеся от стратегических ракет и ядерного оружия, находившегося на их территории во времена Советского Союза.

23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия (как правопреемник СССР), США, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали дополнительный протокол к СНВ-1.

По нему три бывшие республики СССР присоединились к двустороннему договору между Россией и США, и все ядерное оружие бывшего СССР, находившееся на их территории, подлежало утилизации или передавалось под контроль Москвы.

Кроме того, эти страны обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия.

«Трудно себе представить, в какой опасной ситуации мы бы все находились, если бы из Украины не было в свое время вывезено все ядерное оружие, — считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — Чему, кстати, очень серьезно пытались помешать националистические силы этой страны, но тогда, к счастью, они еще не обрели таких прав и возможностей, как сейчас».

Историческое значение СНВ-1

Академик РАН Алексей Арбатов

© ТАСС

По мнению многих специалистов, значение СНВ-1 заключается в признании того факта, что безопасность каждой из договаривающихся сторон напрямую зависит от ее стратегического партнера.

Так, США были вынуждены согласиться с тем, что Москва с ее ракетно-ядерным потенциалом представляет для них существенную угрозу.

В итоге они вместе с РФ пошли на радикальные сокращения своего вооруженного потенциала, чтобы уменьшить эту угрозу и ослабить давление ракетно-ядерного щита на свою экономику.

Кроме того, этот документ вместе с Договором по ПРО 1972 года (а эти соглашения неразрывно связаны между собой) послужил постепенному созданию атмосферы доверия между двумя странами.

Один из участников переговоров по заключению договора академик Алексей Арбатов считает, что СНВ-1 был и остается величайшим соглашением в истории человечества:

  • Он радикально сократил стратегические вооружения двух крупнейших ядерных держав.
  • Укрепил стратегическую стабильность на Земле.
  • Впервые открыл эру транспарентности, открытости и предсказуемости в действиях ведущих государств мира.

Ни до, ни после СНВ-1 таких соглашений больше не было. Все остальные договоры, которые были заключены между Россией и США в последующие годы, только дополняли те соглашения, которые были подписаны в Москве 31 июля 1991 года.

Отличие СНВ-1 от других

Отличие СНВ-1 от всех предыдущих и последующих за ним соглашений в том, что в нем до деталей расписаны:

  • все процедуры по контролю за разоружением;
  • выверены формулировки, которые потом вошли во все международные разоруженческие соглашения;
  • даны официальные определения классам, подклассам различных систем и комплексов стратегических вооружений.

К примеру, определено, что межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — это баллистическая ракета наземного базирования с дальностью свыше 5500 км. Все баллистические ракеты, которые имеют меньшую дальность, называются ракетами средней и меньшей дальности.

И таких определений, к которым филологи и журналисты могут придираться за повторение одних и тех же слов, в договоре несколько десятков, но они необходимы, чтобы четко обозначать, о чем идет речь, и чтобы никто не путал баллистические ракеты с крылатыми, развернутые пусковые установки подводных лодок с неразвернутыми…

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

По условиям договора впервые были обнародованы:

  • карты всех районов размещения стратегических ракет США и России с указаниями географических координат ракетных шахт (правда, эти координаты носили строго конфиденциальный характер, только для специалистов двух стран, — прим. ТАСС);
  • базы размещения подвижных грунтовых ракетных комплексов, боевых железнодорожных ракетных комплексов;
  • арсеналы хранения ракет и ядерного оружия;
  • аэродромы, на которых базировались стратегические и дальние бомбардировщики;
  • военно-морские базы, где дислоцировались атомные подводные лодки со стратегическими ракетами на борту;
  • заводы по производству стратегических ракет;
  • другие сведения, за разглашение которых была предусмотрена ответственность по законодательству РФ.

А потом вдруг все эти сведения вошли в обиход, стали обычной информацией для газет, журналов, специальных аналитических изданий, радио и телевидения… Все это стало открытой информацией и теми важными деталями, которые так не любят некоторые нынешние политики и эксперты (особенно западные) для того, чтобы вести информационно-пропагандистскую войну против нашей страны

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

В СНВ-1 все данные были расписаны именно для того, чтобы его участники доверяли друг другу. По мнению Литовкина, именно это доверие сегодня ушло из отношений между Москвой и Вашингтоном.

Цифры СНВ-1

По данным на 6 декабря 2001 года, ядерные потенциалы США и России за время действия договора были сокращены:

  • Россия: с 2338 носителей и 9416 боезарядов на них до 1136 носителей и 5518 боезарядов.
  • США: с 1672 носителей и 8210 боеголовок на них до 1237 носителей и 5948 зарядов.

Военный обозреватель ТАСС обращает внимание, что стороны сократили больше вооружения, чем собирались.

По условиям СНВ стороны должны были иметь по 1600 развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, а также 6000 боезарядов на них. Причем, 4900 боезарядов для стратегических ракет в шахтах и на подводных лодках и 1100 боезарядов на ракетах мобильных пусковых.

России пришлось вдвое сократить количество самых мощных и самых тяжелых в мире ракет «Воевода» Р-36МУТТХ/Р-36М2 или «Сатана», как их называли на Западе (Satan SS-18). Их очень боялись в США

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Некоторые эксперты считают, что Соединенные Штаты были вынуждены пойти на заключение с СССР договора в основном потому, что очень боялись этих ракет, способных нести к цели по десять разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН) мощностью в 750 килотонн каждая.

По мнению Литовкина, удар одной или несколькими ракетами «Воевода» мог превратить в радиационную пыль самые крупные государства мира или даже полконтинента. Таких ракет, выпущенных Днепропетровским заводом «Южмаш», в России было 304.

К концу выполнения договора СНВ-1 осталось 154.

 Сейчас из-за старения этих ракетных комплексов и истечения гарантийных сроков нахождения их на боевом дежурстве их, по сведениям из открытых источников, осталось – 46 и дислоцируются они в Оренбургской области и в Красноярском крае.

Через несколько лет на смену «Воеводе» придет новый ракетный комплекс «Сармат» (РС-28). У него будет не 10, а 15 ядерных боеголовок РГЧ ИН. Мощностью в 150-300 килотонн. И летать эта ракета будет гораздо дальше, чем «Воевода» — на 17 тысяч километров против 11 тысяч.

США по условиям СНВ-1 были вынуждены вдвое сократить основную составляющую своих стратегических ядерных сил — морскую. У них осталось только 400 боеголовок на ракетах Trident, хотя могли держать на них, если бы не было договора, несколько тысяч. И это, по мнению Литовкина, не единственная серьезная уступка нашей стране со стороны Вашингтона.

Кроме того, согласно договору, сокращалось количество стратегических бомбардировщиков и ракет на них, количество подвесок на тяжелых бомбардировщиках для крепления крылатых ракет.

Запрещалось иметь подземные объекты для подводных лодок со стратегическими ракетами на борту.

Была создана разветвленная система контроля за выполнением договора, как национальными техническими системами, так и инспекциями на местах. Работала система обмена информацией об испытаниях ракетного вооружения и обмена телеметрическими данными, а также многие другие меры доверия, которые потом перешли в другие соглашения или были неоправданно забыты.

За и против СНВ-1

У договора есть не только горячие сторонники, такие как академик Арбатов, но и не менее горячие противники. Последние, в частности, считают, что СССР пошел на неоправданные уступки США не только в сокращении тяжелых ракет, но также и в области контроля за производством ракетных комплексов.

Литовкин напомнил, что стороны договорились о том, что на воротах одного из заводов, производящих стратегические ракеты, будут дежурить инспекторы из страны-партнера по СНВ:

Американцам захотелось нести дежурство у нашего Воткинского завода, который выпускал и продолжает выпускать твердотопливные стратегические ракеты. В их числе «Тополь» и «Тополь-М», «Ярс», «Рубеж» и «Булава».

Американцы нам предложили завод в городе Магна (штат Юта), где выпускали ракеты Peacekeeper, в том числе и для мобильных пусковых установок.

Мы приняли это предложение. Но вскоре после начала действия СНВ американцы закрыли свой завод и вообще отказались от мобильных комплексов. Нашим инспекторам оказалось больше нечего там делать. От американцев на Воткинском заводе избавиться удалось только после окончания действия договора в 2000-х годах.

Не все подобные промахи удалось компенсировать и в последующих договорах СНВ-2 и в СНВ-3.

Соглашение между двумя странами — это всегда компромисс между желаниями и возможностями. Но то, что договор СНВ-1 нужно было заключать, и он сослужил добрую службу обеим странам — в этом сомневаться не приходится

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Тем не менее, Литовкин подчеркивает, что России удалось в какой-то мере «привязать» развитие американского ракетно-ядерного потенциала к возможностям отечественного оборонно-промышленного комплекса, не дать втянуть себя в разорительную гонку вооружения и иметь сегодня такой ракетно-ядерный потенциал, с которым нашим «стратегическим партнерам», хочется им или нет, но приходится считаться.

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/3497997

Трудная дорога к стратегической стабильности

Договор о снв-1

Путь от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки до первых шагов к системе контроля и сокращения ядерных вооружений занял более четверти века. В октябре 1972 года вступило в силу «Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (договор ОСВ-1).

Документ ограничивал увеличение числа стационарных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР) и устанавливал пределы количества пусковых установок баллистических ракет подводных лодок (ПУ БРПЛ). Контроль за соблюдением положений договора осуществлялся с использованием национальных технических средств контроля (НТСК).

Следующим стал договор ОСВ-2, подписанный в июне 1979-го. Он предусматривал ограничение количества носителей (ПУ МБР и БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков) до 2,4 тыс. и их дальнейшее уменьшение до 2,25 тыс. единиц. Несмотря на то что сенат США не ратифицировал договор ОСВ-2 из-за ввода войск СССР в Афганистан, стороны условились выполнять его положения.

Вместе с тем технологический прогресс позволил обойти ограничения на количество МБР и БРПЛ: оснастить ракеты неконтролируемым количеством кассетных, а затем и разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН). Это позволило без увеличения числа носителей довести количество ядерных боезарядов до 10–12 тыс. единиц у каждой из сторон.

Застой консультаций и переговоров по ограничению СНВ в начале 1980-х из-за резкого обострения отношений СССР и США, в том числе американских планов «звездных войн», удалось прервать после исторической встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике в 1986 году. Уже в декабре 1987 года был подписан бессрочный договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Следующий важнейший этап — длительные изнурительные переговоры и подписание в июне 1991 года президентами Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим договора СНВ-1 о сокращении в два раза количества боезарядов на МБР, БРПЛ, тяжелых бомбардировщиках (до 6 тыс. единиц) и до 1,66 тыс. — самих носителей.

Уникальность этого договора состояла главным образом в системе взаимного контроля.

Она предусматривала до 28 ежегодных инспекций на пусковых установках стационарных и мобильных МБР, подводных ракетоносцах, тяжелых бомбардировщиках и свыше 150 уведомлений относительно актуальных исходных данных о состоянии стратегических вооружений, об их передвижениях, инспекционной деятельности. После каждого пуска МБР и БРПЛ происходил обмен телеметрической информацией с записями измеряемых в полете параметров.

Беспрецедентная открытость сторон во многом объясняется пониманием необходимости сохранения стратегического баланса для обеспечения стратегической стабильности, исключающей применение ядерных вооружений.

Консультации и переговоры об ограничении СНВ не прерывались. Еще до вступления в силу договора СНВ-1 в январе 1993-го в Москве президентами России и США был подписан договор СНВ-2. Он предусматривал ограничить число боезарядов на носителях диапазоном 3,8–4,25 тыс. единиц.

США ратифицировали его в 1996 году, Россия — в 2000-м. Однако в связи с продлением срока его действия по дополнительным протоколам на 5 лет и согласованными правилами разграничения стратегической и нестратегической ПРО потребовалась его новая ратификация в сенате США, от чего он отказался. Договор не вступил в силу. 

Но уже в процессе подготовки к ратификации договора СНВ-2 была достигнута договоренность с США о новом договоре СНВ-3 (не путать с Пражским договором 2010 года). Был разработан проект этого документа, а его положения в основном согласованы с американцами в процессе консультаций.

Достигнуто согласие о разрешении размещать РГЧ ИН на наземных мобильных МБР, поскольку они, как и БРПЛ с РГЧ ИН, всегда рассматривались как средства не разоружающего, а ответного удара. Это неизвестно многим, в том числе упрямым критикам договора СНВ-2.

Если бы он был принят, то никаких препятствий для развертывания мобильных МБР с РГЧ ИН типа «Ярс» не существовало бы.

В системе подобных договоров можно упомянуть промежуточный договор о СНП 2003 года, который базировался на процедурах договора СНВ-1. По нему предусматривалось ограничить количество боезарядов сторон до 1,7–2,2 тыс. единиц.

Наконец, последний в ряду — действующий до 2021 года Пражский договор СНВ, ограничивающий количество развернутых носителей до 700 и число боезарядов на них — до 1,55 тыс. единиц.

В России и США есть предположения, что этот договор может стать последним по ряду причин, прежде всего из-за резкого обострения отношений между странами.

Вот этого нельзя допустить, поскольку сохранение стратегической стабильности обеспечивается прежде всего в рамках договорных отношений России и США.

Они позволяют сохранять устойчивый ядерный баланс и получать исчерпывающую информацию о состоянии и ближайших перспективах состава и основных характеристик СНВ.

Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие подобной информации неизбежно приводит к преувеличению сил и возможностей оппонента и, как следствие, к повышению количества и качества своих вооружений при значительных дополнительных затратах. В теории управления это относится к системам с положительной обратной связью с неизбежной потерей устойчивости.

Незначительную часть сведений можно получать с использованием национальных космических средств разведки, но этого совершенно недостаточно. Так, например, нельзя определить реальное количество боезарядов на МБР и БРПЛ, на которое они спроектированы и испытаны.

Если после 2021 года не будет следующего договора по СНВ, то уже через 1,5–2 года стратегический паритет и стабильность будут необратимо разрушены. Сторонам необходимо вспомнить уроки Рейкьявика и преодолеть нынешние противоречия, которые по сравнению с пиком холодной войны можно считать ничтожными.  

Автор — доктор технических наук, профессор, генерал-майор. В настоящее время — главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://iz.ru/634077/vladimir-dvorkin/trudnaia-doroga-k-strategicheskoi-stabilnosti

Адвокат 24