Договор о безопасности между японией и сша

Американо-японскому договору безопасности исполняется полвека, но Япония стремится к перестройке взаимоотношений

Договор о безопасности между японией и сша

Американо-японскому договору безопасности в его нынешнем виде во вторник исполнилось 50 лет. На протяжении всех этих десятилетий две страны переживали в своих двусторонних отношениях периоды взлетов и падений, а также моменты эпизодической напряженности. Но они вместе выдержали испытание «холодной войной» и вместе вступили в новую эпоху и в новое столетие.

Сегодня, когда прошло полвека с момента подписания пакта безопасности, лидеры двух стран выражают стремление к укреплению альянса. Но в настоящее время двусторонние отношения переживают фазу напряженности, и пока не совсем ясно, как и насколько премьер-министр Юкио Хатояма и его правящий блок во главе с демократической партией намерены их углублять.

Специалисты утверждают, что нынешний год как нельзя лучше подходит для тщательного анализа оборонной политики, и что от этого зависят перспективы подлинного углубления существующего альянса на следующие 50 лет.

Считается, что Демократическая партия Японии, сменившая у власти долгое время правившую страной Либерально-демократическую партию, находится в лучшем положении для дальнейшего развития отношений с США при президенте Бараке Обаме, поскольку у него и у Хатоямы общие цели и общий политический курс, включая вопросы развития стран третьего мира, искоренения бедности, мер по ограничению глобального потепления, и борьбы против нераспространения ядерного оружия (так в тексте — прим. перев.). Однако, как говорит профессор политологии Токийского университета Фумияки Кубо (Fumiaki Kubo), вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью, администрация Хатоямы загоняет себя в весьма невыгодное положение. «Предполагается, что 50-я годовщина должна стать хорошей возможностью для углубления и расширения сотрудничества Японии и США, причем не только в сфере безопасности, но и в других областях, — заявляет Кубо, — однако японское правительство ведет с США никому не нужный спор, выступая с заявлениями, вызывающими недоверие и создающими впечатление, будто Япония больше ценит Китай. Тем самым оно ставит Японию в невыгодное положение». С момента прихода к власти Хатояма призывает к налаживанию «тесных и равноправных» взаимоотношений Японии и США. Во время своей первой пресс-конференции  в новом году он сказал, что хочет воспользоваться 50-й годовщиной для дальнейшего наращивания взаимного доверия в отношениях с США путем честного и открытого обмена мнениями. «Нехорошо обходить трудные темы и просто делать то, что говорит другая сторона. Вместо этого у нас должна быть возможность откровенно говорить о том, что мы считаем нужным, — заявил Хатояма, — благодаря такому подходу мы сможем укрепить взаимное доверие между нами». По словам Кубо, Хатояма говорил о сокращении бюджета «омоияри». Это расходы Японии на обеспечение находящихся в стране американских войск. Кроме того, он хочет пересмотреть Соглашение о статусе сил, которым определяется присутствие и деятельность американских военных в Японии. Соединенные Штаты не желают обсуждать ни ту, ни другую тему. «В реальном выражении более равноправный альянс означает, что Япония должна увеличить свой военный бюджет, оказать помощь США и договориться о коллективной самообороне, — говорит Кубо, — определение «равноправное партнерство» Хатоямы не соответствует определению США … По мнению Хатоямы, Япония должна стать более независимой (от США), а при определенных обстоятельствах иметь возможность для сокращения военного сотрудничества». Альянс Японии и США в сфере безопасности уникален в том, что две страны несут в его рамках разные обязательства. Согласно статье 5 договора, обе страны обязаны совместно защищать Японию, признавая вооруженное нападение на нее в качестве  общей угрозы для мира и безопасности двух государств. Но роль и обязанности Японии в случае возникновения угрозы для США никак не определены, а по нынешним положениям конституции Япония не обязана защищать Америку. Поэтому в статье 6 этого пакта записано, что Соединенные Штаты могут использовать на японской территории те объекты и районы, которые они считают необходимыми «для обеспечения безопасности Японии, сохранения мира во всем мире и безопасности на Дальнем Востоке». «Такие компромиссные взаимоотношения, может, и не симметричны, однако это двусторонние отношения, — отмечает Кубо, — но (в связи с террористической угрозой после 11 сентября) сейчас высока вероятность, что США выскажут глубокое недовольство в связи с тем, что Япония, будучи американским партнером по альянсу, не помогает Соединенным Штатам напрямую». Асимметрия во взаимоотношениях не раз являлась причиной трений, заявил на прошлой неделе во время организованной агентством Kyodo News дискуссии парламентский заместитель министра обороны Японии Акихиса Нагасима (Akihisa Nagashima). «После создания японо-американского альянса взаимоотношения двух стран вновь и вновь оказывались в критическом состоянии из-за асимметрии в обязательствах по основополагающей структуре договора, — сказал Нагасима, — чтобы сделать японо-американский альянс жизнеспособным на предстоящие 30-50 лет, нам надо его уравновесить». Отношения между двумя странами особенно обострились из-за спора о переносе американской авиабазы морской пехоты Футэнма. В 2006 году Либерально-демократическая партия пообещала перевести авиацию с этой базы на базу Кэмп Шваб, расположенную в Наго, на севере острова Окинава. Однако администрация Хатоямы намерена полностью убрать взлетно-посадочную полосу из этой префектуры. Критики, в том числе, профессор Университета Такусоку по вопросам безопасности Такаси Каваками (Takashi Kawakami), говорят о том, что хотя Футэмма это только часть общей картины, судьба данной базы может оказать большое влияние на будущее двусторонних отношений. Каваками отмечает, что ситуация крайне серьезна, особенно в связи с тем, что в прошлом году Токио и Вашингтон подписали Гуамский договор, в соответствии с которым база Футэмма должна быть передислоцирована в Кэмп Шваб. «Мы доходим до такого момента, когда Япония заявляет, что не может выполнять свою (часть соглашения), — говорит Каваками, — нарушение этого договора столь же серьезно, как и выход Японии из Лиги Наций (в 30-е годы). Футэмма это та проблема, решать которую Япония должна с чувством национального достоинства». Встречаясь на прошлой неделе на Гавайях, министр иностранных дел Кацуя Окада (Katsuya Okada) и госсекретарь Хиллари Клинтон  постарались придать позитивный импульс двусторонним отношениям. Они официально договорились о проведении переговоров по дальнейшему углублению альянса на уровне министров иностранных дел  и обороны. Переговоры будут посвящены не только теме безопасности, но и широкому кругу других вопросов, включая экономику и охрану окружающей среды. «Прошедшие десятилетия принесли с собой новые вызовы и новые возможности, но на протяжении всех этих лет альянс между Соединенными Штатами и Японией являлся незыблемой основой мира и процветания в регионе, — заявила Клинтон на Гавайях, — поэтому сегодня мы знаем, что это партнерство не просто нерушимо, оно поистине незаменимо». Действительно, мир после 1945 года стал свидетелем коренных перемен. С началом Корейской войны в 1950 году и «холодной войны» против Советского Союза Япония стала крайне важна для США в стратегическом плане. В 1951 году она подписала первоначальное соглашение, давшее американским войскам возможность дислоцироваться на ее территории. В 1960 году договор пересмотрели в сторону укрепления двусторонних военных связей. «До окончания «холодной войны» этот (договор) защищал Японию от коммунизма … а Япония была оплотом США в борьбе против коммунистической угрозы, — говорит Каваками, — но после «холодной войны» прочность японско-американского альянса стала зависеть от того, насколько интенсивно США могут использовать свои базы в мирное время, и насколько активно Япония может взаимодействовать с США в чрезвычайных ситуациях». Окончание «холодной войны» не означало, что договор безопасности больше не нужен. Это доказывает ракетно-ядерная угроза со стороны  Северной Кореи, а также растущая военная мощь Китая, который 21-й год подряд увеличивает расходы на оборону в объемах, измеряемых двузначными цифрами. Каваками подчеркивает, что сегодня, когда договору безопасности исполняется 50 лет, ключевым моментом для будущего двусторонних отношений станут результаты анализа этого альянса со стороны Японии и США. Этот год является «самым важным поворотным моментом после Второй мировой войны, и я думаю, что если Япония не сумеет правильно переопределить характер своего союза с Соединенными Штатами, двусторонние связи могут начать утрачивать свою значимость», говорит Каваками. «С момента заключения этого договора многое изменилось, и Японии необходимо приспособиться к этим переменам. Она должна решить, как ей быть дальше: продолжать сотрудничество с США, действовать самостоятельно или объединить усилия с какой-то другой страной». Япония снискала расположение США в 2003 году, когда премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) направил подразделения сил самообороны в Ирак в знак поддержки усилий войск коалиции во главе с США. Кубо из Токийского университета отмечает, что в интересах подлинного укрепления и развития альянса в конечном итоге придется решать вопрос о том, готова ли Япония взять на себя обязательства по коллективной самообороне, а следовательно, дать новое толкование соответствующим положениям конституции.

Положительная дискуссия по вопросу коллективной самообороны «углубит и упрочит альянс Японии и США, и Соединенные Штаты будут всячески приветствовать такое развитие событий, — сказал Кубо, — да, объем японских обязательств увеличится, но преимущество будет заключаться в том, что коллективная самооборона приведет к углублению доверия между Японией и США».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подписывайтесь на нас в и каждый час получайте переводы материалов зарубежных СМИ. Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://inosmi.ru/fareast/20100119/157682841.html

Американские системы ПРО слишком дороги и неэффективны – японский эксперт

Договор о безопасности между японией и сша

29 Сентября 2019 г. 18:10

nationalinterest.org

На полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялись переговоры министров иностранных дел России и Японии Сергея Лаврова и Тосимицу Мотэги. Хотя по вопросу заключения мирного договора между сторонами по-прежнему сохраняются «серьезные принципиальные расхождения», переговоры на этот счет продолжатся.

Между тем, стороны подтвердили готовность «развивать отношения между Японией и Россией в широких областях». О том, в каких сферах у Токио и Москвы есть перспективы для сотрудничества и каковы шансы двух стран договориться по вопросу принадлежности островов, в интервью порталу «Евразия.

Эксперт» рассказал старший научный сотрудник Гудзоновского института Дзюн Исомура.

– Глава МИД России Сергей Лавров договорился со своим японским коллегой проработать возможность визита того в Россию в ближайшее время. Министры также подтвердили стремление развивать отношения. Чего рассчитывают добиться в Японии в ходе предстоящего визита? В каких сферах можно ожидать развития двусторонних отношений?

– На двусторонней встрече 7 мая 2016 г.

премьер-министр Абэ представил план сотрудничества, состоящий из восьми пунктов: (1) увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, (2) развитие комфортных и чистых городов, в которых легко проживать и жить, (3) фундаментальное расширение обмена и сотрудничества среднего и малого бизнеса, (4) энергетика, (5) содействие диверсификации промышленности и повышению производительности в России, (6) развитие промышленности и экспортных баз на Дальнем Востоке, (7) сотрудничество в области передовых технологий и (8) фундаментальное расширение человеческих контактов.

Однако, эти планы Японии будут целиком односторонними и к тому же наивными идеями, и даже Абэ говорил об «экономическом обмене». Президент Путин может ожидать более взаимного сотрудничества, включая экспорт энергоносителей и электроэнергии в Японию, по широкому спектру областей.

Министр Тосимицу Мотэги, вновь назначенный министром иностранных дел, обсудит с министром Сергеем Лавровым в основном вопросы мирного договора и экономического сотрудничества. Мотэги – опытный министр. Он успешно провел переговоры с США по новому торговому соглашению.

Министр Мотеги также вел переговоры по Транстихоокеанскому соглашению о партнерстве (ТТП). Он будет добросовестно следовать указаниям премьер-министра Абэ и президента Путина.

К сожалению, переговоры между бывшим министром иностранных дел и министром Лавровым отошли от курса.

Между Россией и Японией существует территориальный спор после Второй мировой войны. В 1956 г. Советский Союз и Япония подписали Совместную декларацию, и они согласились «передать Японии два острова, острова Хабомаи и остров Шикотан, с их фактической передачей Японию после заключения мирного договора».

Эта Совместная декларация является единственным ратифицированным дипломатическим документом между Японией и CCCP после войны. Однако правительство Японии на протяжении последних более чем шестидесяти лет заявляло о том, что вместо двух островов должно быть передано четыре острова.

Абэ и Путин уже 27 раз проводили встречи на высшем уровне, и они принципиально согласились заключить мирный договор в соответствии с Совместной декларацией Советского Союза и Японии.

– России и Японии нужно заключить мирный договор, страны будут создавать для этого условия, заявил журналистам секретарь Совбеза России Николай Патрушев. То есть, до заключения мирного договора, нужно сначала создать для этого условия. Какие? Вы верите в то, что мирный договор между Россией и Японией будет заключен?

– Заключить мирный договор между ними будет непросто, поскольку есть несколько деликатных вопросов. В России сильны позиции противников договора, особенно по передаче островов Японии. Переговоры должны проходить в обстановке тишины и очень осторожно. В Японии также есть ряд не согласных с Совместной декларацией.

Кроме того, президент Путин выразил обеспокоенность тем, что американские силы могут быть развернуты на островах после передачи их Японии в соответствии с Договором о безопасности между США и Японией. Путин заинтересован в том, чтобы Япония не отрицала, если США будут активно просить ее дать согласие на размещение своих сил на островах.

Тем не менее, это опасение может быть стратегически бессмысленным, поскольку в северной части Японии есть значительное число районов для размещения военных сил США, если они того пожелают. Им не нужно развертывать свои силы на небольших труднодоступных островах.

Безопасность и стабильность в Северо-Восточной Азии довольно хрупки. В регионе присутствуют три из основных военных держав и три из основных экономических держав. Здесь КНДР, а также ряд конфликтов, возникающих время от времени между странами. Япония и Россия должны нести ответственность за стабильность, безопасность и развитие экономики региона.

– Как сообщил глава японского МИДа Тосимицу Мотэги, Япония и США окончательно завершили переговоры по заключению нового торгового соглашения. Что это за документ? Какие вызовы он принесет Японии?

– Это не было новое торговое соглашение, поскольку с момента выхода США из переговоров по ТТП президент Трамп ожидал двусторонних торговых переговоров вместо многосторонних, чтобы сохранить свою сильную позицию.

Тем не менее, США потеряли много возможностей с выходом из ТТП, особенно в сельском хозяйстве. С торговым соглашением, заключенным Японией с США на основе ТТП, США могут минимизировать свой ущерб.

Я лично ожидаю, что США присоединятся к ТТП в ближайшем будущем, что будет более выгодно для США.

– В 2017 г. Япония приняла решение разместить у себя два американских системы ПРО Aegis Ashore в префектурах Акита на северо-западе страны и в Ямагути на юго-западе. Такое решение вызвало негативную реакцию Москвы. Токио же настаивает, что размещение Aegis Ashore не представляет угрозу для России. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Системы ПРО Aegis, запланированные к установке в Японии, будут чисто оборонительными системами, в основном направленными против ракет КНДР.

Однако эти системы слишком дорогие и недостаточно эффективные. Японцы сегодня не чувствуют никакой угрозы со стороны России и не будут представлять никакой угрозы для России.

Кроме того, правительства этих двух префектур не согласятся на развертывание систем.

– В ЕЭК полагают, что создание транспортно-логистических систем и промышленных кластеров может стать основой совместных проектов Евразийского союза и Японии. Вопрос углубления сотрудничества уже обсуждался в Токио весной этого года. Как вы оцениваете перспективы такого взаимодействия? В каких еще направлениях стороны могли бы сотрудничать?

– У ЕАЭС будет много возможностей для промышленного сотрудничества с японскими отраслями.

Будет крайне важно, чтобы ЕАЭС обеспечил условия для инвестирования, включая условия политической и политической стабильности каждой страны-члена ЕАЭС.

Даже если ЕАЭС является просто экономическим союзом, на правительственном уровне он сможет заключать соглашения для поддержки делового и промышленного сотрудничества за пределами региона. Тем не менее, промышленное сотрудничество сегодня тесно переплетается с несколькими странами, областями, отраслями и людьми.

Многие японские предприятия развернули свои заводы в Европе, и некоторые из них являются совместными предприятиями. Из-за Brexit ряд отраслей попытается найти в Европе новое место, которое будет удобным для транспортировки и логистики, включая качество рабочей силы. ЕАЭС может стать кандидатом.

Источник: https://eurasia.expert/amerikanskie-sistemy-pro-slishkom-dorogi-i-neeffektivny/

Разрушить все: Трамп выведет войска из Японии

Договор о безопасности между японией и сша

Президент США Дональд Трамп в приватном порядке ведет речь о возможности выхода Вашингтона из американо-японского Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, подписанного почти 60 лет назад, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на три источника.

По информации собеседников издания, американский лидер обратил внимание, что этот договор предусматривает помощь только Соединенных Штатов Японии в случае вооруженного нападения на нее, но при этом не обязывает Токио вступаться за Вашингтон.

Агентство отметило, что выход американской стороны из договора поставит под угрозу основы архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По оценке журналистов, такой исход может привести к новой гонке вооружений, поскольку Токио будет вынужден искать иные способы обеспечения собственной безопасности от угроз со стороны Китая и КНДР.

В публикации отметили, что Трампа также не устраивают попытки японской стороны передислоцировать американскую авиабазу морской пехоты Футэмма из одного района южной японской префектуры Окинава в другой. Глава государства в частном порядке приравнивает это к захвату земель. По этой причине он высказывался за то, чтобы получить от Токио компенсацию за эти действия.

Американский лидер пока не предпринимал шагов в направлении выхода из договора, да и официальные лица в администрации Белого дома считают такой демарш крайне маловероятным, указали в агентстве.

По сведениям Bloomberg, Трамп может поднять вопрос военного сотрудничества между Вашингтоном и Токио во время встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ на саммите G20 в Осаке, который пройдет 28–29 июня.

Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности был заключен между США и Японией в Вашингтоне 19 января 1960 года.

С японской стороны его подписал дед Синдзо Абэ — Нобусукэ Киси, занимавший тогда пост главы правительства.

Это соглашение является законодательной основой союза двух государств и оговаривает присутствие военного контингента США на территории Японии. Пятый пункт договора гласит, что

каждая его сторона расценивает любую военную агрессию против союзника как угрозу собственной национальной безопасности и вправе действовать согласно собственным конституционным положениям в таком случае.

На данный момент вопрос локации американской военной базы в Японии действительно стоит довольно остро. Накануне Абэ заявил, что жители Окинавы уже давно несут «тяжкое бремя» из-за концентрации на территории префектуры военных баз США.

«Я намерен добиться результатов для облегчения этого бремени», — приводит его слова национальная японская газета «Асахи симбун».

Это заявление он сделал во время памятной церемонии по случаю 74-й годовщины окончания битвы за Окинаву. Он выступил после губернатора этой префектуры Дэнни Тамаки, который ранее неоднократно резко высказывался по поводу строительства американской военной базы на территории Окинавы.

Глава префектуры также ранее возмущался тем, что японские власти игнорируют общественное мнение и смотрят на самую южную префектуру как на «кусок грязи».

Председатель японского правительства сделал такое заявление на фоне обострения общественной дискуссии по поводу присутствия американского военного контингента в Окинаве, а именно Корпуса морской пехоты США Футэмма. Она находится рядом с жилыми кварталами города Гинован.

База доставляет местному населению массу неудобств. В частности, на территории префектуры регулярно фиксируются преступления, совершенные американскими военными.

В апреле один из них убил жительницу Окинавы. Аналогичный инцидент произошел в 2016 году. Несколько лет назад японское информагентство Kyodo со ссылкой на резолюцию участников массовой демонстрации в городе Наха сообщало, что военнослужащие США совершили на островах Окинава более 5,8 тыс. преступлений после того, как они были переданы под суверенитет Японии в 1972 году.

Переговоры по поводу переноса базы ведутся более 20 лет. В 1996-м Токио и Вашингтон договорились перенести Футэмму из густонаселенного Гинована в город Наго, который расположен в северной части Окинавы. Предполагалось, что базу частично разместят на насыпных островах.

После длительных дискуссий в 2013 году власти префектуры согласились, что этот проект необходимо реализовать, но всего через два года Такэси Онага, занимавший в то время пост губернатора, отменил это решение.

Он потребовал вынести объект за пределы административной единицы. Политик проиграл несколько судебных процессов по этому делу, но все равно не отказался от запрета перемещать базу.

Его преемник, оппозиционер Тамаки придерживается того же мнения, что и Онага.

Местное население поддерживает позицию региональных властей.

По результатам референдума, который был проведен в конце февраля, более 70% населения Окинавы проали против переноса базы Футэмма в Наго.

Но народное ание не оказало влияния на решение центрального правительства. Абэ заявил, что принял во внимание его результаты, но при этом подчеркнул, что откладывать сроки переноса авиабазы США не представляется возможным.

Источник: https://www.gazeta.ru/army/2019/06/25/12440005.shtml

Адвокат 24